История архитектурных стилей


Стилевые характеристики архитектурного облика исторических зданий и сооружений являются одним из важнейших комплексных параметров исторической среды. В системе архитектуры исторических стилей многих стран Европы можно выделить в качестве основных следующую последовательность стилевого развития зодчества: египетские стили — стили античности (греческие и римские стили) — романские стили — готика (стили западно-европейского средневековья) — ренессанс (итальянский, французский, немецкий) — барокко (итальянское, немецкое, французское, русское) — рококо (французское, немецкое, итальянское, русское) — классицизмы (итальянские, французские, английские, немецкие, русские) — ампиры (французский наполеоновский, русский, итальянский) — стили историзма (с различными многочисленными, почти бесконечными вариациями а разных странах), в том числе — "русский стиль", "византийский стиль" (в России) — модерн (в его европейском многообразии) — неоклассика — стили авангарда (немецкий, советский) — модернизм — и т.д.


Каждая стилевая система имела особые образные и объемно-пространственные особенности, закономерности архитектурно-строительного искусства.

Египетские стили.Египетская архитектура поражает особой внечеловеческой масштабностью и монументальностью, выверенным геометризмом построек, нетрадиционностью использования строительных материалов и конструкций. Египетские храмы представляют из себя первые архитектурные сооружения, формирующие особый тип объёмно-планировочной структуры.

Стили античности (Греческие, Римские — времен республики, империи).Представляют собой совокупность греческой и римской архитектуры. Греческие архитекторы разработали и применили стройную теорию архитектуры, а именно: использовали на практике закон симметрии и золотого сечения, ввели в теорию и практику ордерную систему, основанную на следующих ордерах (имеющих особые образные и пропорциональные характеристики): дорический ордер, ионический, коринфский, с тонкой прорисовкой деталей на основе законов (?) визуального восприятия. Последовательные ученики греков — древние римляне (в эпохи республики и империи) развили ордерную систему и дополнили ее тосканским и композитным ордерами, строя уже все пять ордеров на основе строгих математико-геометрических закономерностей. В архитектурно-строительном искусстве римляне объединили систему греческих ордеров, италийскую циркульную арку и свод цилиндрической формы, создав новые типы конструкций — арочно-ордерную ячейку, купол. Позднее в Европе новые формы, и новые законы построения архитектуры, разработанные римлянами стали основой стилей Ренессанса и Классицизма.


Романские стили(XI — XII века)(от лат. romanus — римский). Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также в ряде стран Восточной Европы в X—XII вв., в некоторых местах — даже в XIII в.. Один из главных этапных периодов развития европейской средневековой культуры, в первую очередь — архитектуры. Сам термин "романский стиль" сформировался в начале XIX века, когда в процессе внимательного изучения археологов, историков и искусствоведов архитектуры этого времени была установлена генетическая связь этого этапа зодчества с архитектурной древнеримской архитектурой. Среди основных морфологических особенностей этого стиля — применение полуциркульных арок, цилиндрических сводов, куполов, массивных стен из кирпича с возможными слоями каменной кладки, узкие проемы окно, ступенчатые порталы входов и т.д. Среди наиболее характерных построек этого времени, исполненных в данном стиле — феодальные замки-крепости с донжонами, храмы, храмовые и монастырские комплексы, а также дорожная инфраструктура (мосты, инженерные сооружения).


Готические стили (вторая половина XII—XV веков).Включает широкое разнообразие средневековых стилей- северной готики, ранней готики, высокой готики, пламенеющей готики, английской, немецкой, французской, итальянской готики и т.д. на обширных пространствах Западной Европы, Центральной Европы, Северной Европы, частично — Восточной Европы. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика). Готический стиль был широко представлен в официальной, храмовой, общественной, жилой, утилитарной, промышленной и т.д. архитектуре. Но сохранился до нашего времени преимущественно в архитектуре соборов, церквей, монастырей, ратуш, отчасти — в архитектуре жилой городской застройки. Для готики характерны кружевное математически точное построение максимально облегченных несущих конструкций, использование темы стрельчатых арок, высоких и узких башен, богато украшенных фасадов со скульптурными и резными деталями и фрагментами (скульптуры и скульптурные группы, вимперги, тимпаны, архивольты, щиты, рельефы и т.д.) и многоцветные витражные стрельчатые окна.

Церковь монастыря Сен-Дени (Франция), возведенная по инициативе и, возможно, по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением в Европе. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.


С приходом в начале XVI в. Ренессанса готический стиль стал утрачивать своё значение. Но в XVIII в. в странах Европы возродился интерес к готической архитектуре, проявившись в стилистике новомодного тогда Романтизма. Из этого интереса выросло многообразие английских стилей — викторианских и т.д. В XIX в., в первую очередь на основе деятельности Виолле-ле-Дюка в Европе снова сформировался интерес к средневековой готической архитектуре. В зодчестве многих стран в эпоху историзма (эклектики) стали проявляться различные вариации современных тогда архитектурно-стилевых решений зданий и сооружений с использованием готической архитектурной тематики.

Ренессанс (стиль Возрождения) (XV—XVI веков).Период развития архитектуры в европейских странах, в первую очередь — в Италии, затем, во Франции с начала XV до начала XVII века. Период, основанный на преимущественном освоении исторических традиций античной культуры и, в том числе, античной архитектуры — культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю — к Готике. ПВ это время подавляющее внимание придавали освоению и применению закономерностям и формам античной архитектуры: геометрии и порядку составных частей, симметрии, пропорции, использованию ордерных систем и особенностей безордерной архитектуры, внедрению традиций архитектурно-строительного искусства, с полуциркульной аркой (и становившейся уже традиционной аркадой), с эдикулами, нишами, цилиндрическими сводами, парусами, полусферами куполов, четкой геометричностью размещения колоннад.


кая ренессансная стилистика охватила системы фасадного построения и искусство интерьеров. Она сформировала совершенно исключительный синтез искусств, объединивший все виды монументальных искусств вокруг зодчества. Ренессансные черты проявились в создании крупнейших градостроительных ансамблей, отказавшихся от лабиринтности средневекового градостроительства в пользу четкого геометризма и ансамблевости новых ренессансных улиц и площадей.

Ренессанс постепенно, с конца XVI — начала XVII вв. переродился во многих странах в еще более скульптурный и художественный стиль — барокко. Но его идеи и формы снова проявились во многих европейских странах в формах историзма с первой трети XIX в., в первую очередь — в наиболее крупных, наиболее значимых постройках — в общественных зданиях, в соборах и т.д. Например — в структуре, планировочной и конструктивной системе, облике Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Барокко (XVII — начало XVIII века).Стиль барокко достаточно быстро распространился в Италии, Германии, Испании, Фландрии (совр.


льгии), Нидерландах, России, Речи Посполитой, Франции. Итальянское слово «барокко» означает — "причудливый, странный". Архитектуре барокко свойственны торжественность образов, динамичность их построений и силуэтов, , смелость контрастов объемов, линий, пространственных построений, масштабов, контрастность и (или) разнообразие цветовых решений, света и тени, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле. Создававшиеся в эту эпоху городские ансамбли, площади, улицы, усадьбы, парки и сады, облагороженные природные ландшафты стали создаваться как единое целое, часто формируемое на принципах и теории театрализированных пространств, с устройством реальных и иллюзорных перспектив, кулис, осей видимости и т.д. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью форм и планов, криволинейностью объемов, силуэтов и очертаний, особой живописностью связей с окружающим пространством. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые, сдвоенные, строенные и многообразные по композиции масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, используются волюты, раскреповки разных типов и очертаний, сложно рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — рокайли (раковины) — для разных типов элементов и деталей, теламоны (атланты), кариатиды, сложно прорисованные маскароны, сочетание камня (штукатурки) и литья с позолотой. Живописность архитектурных форм и объемов сопровождалась особой регулярностью пейзажных решений окружавших здания садов. В Европе в те времена господствовал "регулярный сад (парк)" (французского или итальянского типа).


В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. В России барокко широко представлено в архитектуре Санкт-Петербурга и его окрестностей 1730-х — 1750-х гг. в творчестве Ф.-Б. Растрелли, С.И. Чевакинского. А в Москве — в творчестве И.П. Зарудного.

Рококо (середина XVIII века).(Фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как дальнейшее усложнение и развитие стиля барокко.


хитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Характерными чертами рококо являются особая изысканность и утонченность, даже интимность форм, декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозная орнаментальность оформления интерьеров, в скульптурных и живописных композициях — особое внимание к мифологии и эротическим ситуациям. Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внёс в архитектуру никаких новых планировочных тем и конструктивных решений, он оставался в рамках уже традиционных планировочных решений, решая задачи создания максимальной декоративности объемов и пространств.

В произведениях архитектуры этого стиля практически исчезают (физически и (или) иллюзорно) прямые линии и плоские поверхности, все ордера подвергаются изменениям — удлинениям или укорочениям фустов, скручиванию их, искажению капителей и баз, усложнениям и умножениям композиций с карнизами, устройством многослойных по композиции фронтонов, созданию усложненной формы кровель с балюстрадами, скульптурой, вазами, навершиями, коронами и т.д. В отделке интерьеров использовали профилировки растительного орнамента, скульптурные группы, усложненные по геометрии плафоны и зеркала, декорированные лепной орнаментацией, гирляндами цветов, пальмовых листьев, ветвей дуба и других деревьев, с использованием военной арматуры, изображений животных и людей и т.д.


юду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, в рисунке паркетов, используется усложненная орнаментация, не имеющая прямолинейных очертаний и состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней и т. п. Таким образом, рококо — это архитектурное явление, проявившее идеальное по преднамеренной максимальности искажений и специально отвергнувшее все "правила" и "нормы" предшествующих стилей — зодчества барокко и ренессанса.

Классицизмы (XVII — начало XIX века).Особая линия архитектуры, проявившаяся со второй половины XVII в. на протяжении всего XVIII в. в архитектуре Италии, Франции, Англии, России, Польши, Голландии. В Россию они пришли с середины XVIII в. Классицизм принципиально возвращал зодчество к идеям античной архитектуры как эталону всей пространственной и философской гармонии, к идеям строгости форм, объемов, силуэта, к четкости пропорций, к регулярности и логической ясности всего построения объекта. В градостроительстве проявилась в четкости и регулярности построения площадей, улиц, прокладки каналов, в пространственной ясности визуальных перспектив и силуэтной ритмике городской среды.

Одновременно, под влиянием французской философии, во времена классицизма явно проявилось стремление к организации идеальной жизни на природа, к поклонению природы с ее неурегулированной красоте.


о проявилось в возникновении особого типа садово-парковых ансамблей, получивших наименование "пейзажный (английский) парк". Основой архитектурного языка классицизма снова, как и во времена ренессанса (Возрождения) стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности (в первую очередь — в канонах римского зодчества). Поэтому столь всеобщее распространение получили идеи Витрувия и Виньолы. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс эти идеи в Англию, где палладианство сохранялось вплоть до середины XVIII века.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. Крупнейшими мастерами классицизма в России были А. Ринальди, Дж. Кваренги, Тома де Томон, А. Захаров и многие другие.

В истории развития классицизма можно увидеть несколько этапов — ранний классицизм, высокий классицизм, поздний классицизм. В российской истории и теории существовали также классификации: "екатерининский классицизм", "павловский классицизм", "александровский классицизм".

Ампир (начало XIX века).(От франц. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., последний этапный стиль в линии эволюции классицизма. Ампир получил самобытные национальные черты во Франции, Великобритании, Дании, Италии. В России и Германии он стал проявлением идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. В России стиль "ампир" стал государственным стилем победителей — победителей в войнах против Наполеона и сопутствующих ему сил всей Европы.

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к их предельной упрощенности и монументальной выразительности. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы триумфальных арок и портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки римских легионов, парадные воинские доспехи для триумфальных победительных парадов, лавровые венки победителей, императорские орлы и т. п.). В ампире проявились также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.).

Первые проявления мотивов будущего ампира можно увидеть в творчестве французского архитектора К.Н. Леду и его сограждан эпохи Великой французской революции. В период империи Наполеона I по его императорскому заказу сформировался стиль, который успел проявиться в решении парадных интерьеров для императора Наполеона (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), а также в мемориальной архитектуре (триумфальные арки, памятные колонны), часто повторявшая древнеримские образцы. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов, перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, неразрывно соединились мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. В России такая торжественная архитектура сформировалась в шедеврах творчества К. Росси, В.П. Стасова.

Историзм (эклектика) (система стилей середины XIX — начала XX в.).Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в1830-е-1890-егг., в отдельных случаях, например, в архитектуре Санкт-Петербурга и других городов, здания и сооружения в стиле эклектики возводили вплоть до 1920-х гг.

Архитектура этой эпохи для формирования архитектурных образов фасадов и интерьеров современных зданий и сооружений использовала стилевые решения, отдельные формы и мотивы, группы элементов предшествующих исторических стилей. Иногда современные тогда постройки сооружались как точные копии исторических объектов. В историко-архитектурной и искусствоведческой науке устоялись названия отдельных ветвей историзма (эклектики): неоренессанс, неоготика, необарокко, неорококо, стиль Людовика XIV, псевдорусский (русский) стиль, неовизантийский (византийский) стиль, стиль Людовика XV, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль, стиль Людовика XVI, викторианский стиль и т.д. Степень архитектурно-художественной точности воспроизводимых элементов зависела от грамотности автора и от уровня поставленных задач и различалась от явных скрупулезных повторений до легких, мало ощутимых и слабо выраженных намеков. При этом, объемно-пространственные, планировочные, конструктивные характеристики зданий и сооружений были современными для XIX в. Среди крупнейших мастеров историзма в России: А.И. Штакеншнейдер, К.А. Тон, А.Ф. Парланд, Н.В. Султанов.

Модерн (стиль конца XIX — начала XX века).(От фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. В Санкт-Петербурге среди наиболее заметных и типичных памятников модерна являются Дом компании «Зингер» (сейчас "Дом Книги") на Невском проспекте, построенный по проекту П.Ю. Сюзора, гостиница «Астория» — арх. Ф.И. Лидваль, комплекс Витебского вокзала — арх. С.А. Бржозовский.

И так далее.

 

 

Источник: megalektsii.ru

Древнерусская крестово-купольная архитектура

Гражданских памятников XI–XVII веков сохранилось крайне мало, однако церкви этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться, наиболее часто встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые храмы. Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятикупольный, а храм Покрова на Нерли венчает один купол. Но сколько бы ни было у храма куполов, всегда есть один главный: он приподнят на специальном основании — барабане.


Древнерусская шатровая архитектура

В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковной архитектуре других стран: шатер — завершение храма в виде многогранной пирамиды, а не купола. Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими сложностями: многие церкви на Руси строили из дерева, а сделать купол из этого материала непросто. Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Чтобы представить себе шатровый храм, достаточно вспомнить церковь Вознесения в Коломенском и шатровую колокольню в Кижах.


Барокко

Этот архитектурный стиль пришел в Россию в самом конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, потом барочными зданиями активно застраивался Петербург. Стиль барокко определить просто: его главные особенности — сложные формы и обилие украшений. Собственно, сам термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Среди примеров — Зимний дворец в Петербурге и церковь Знамения в Дубровицах в Подмосковье.


Рококо

В целом популярный во второй половине XVIII века стиль рококо имеет много общего с барокко. Главные отличия кроются в деталях. Здания в стиле рококо обильно украшены скульптурным декором — вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитками. Подобных построек в России сохранилось немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме.


Классицизм

Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором. Таковы, например, Таврический дворец в Петербурге и Большой театр в Москве.


Историзм

Постройки в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, наиболее разнообразны. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда появлялись здания в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. А могло быть осмыслением наследия эпохи ренессанс — как Московский и Ленинградский вокзалы. Ключевые внешние особенности историзма сформулировать достаточно сложно: постройки этого стиля непохожи. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.


Модерн

Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX — начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это приметы модерна. Дом компании «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные здания в этом стиле.


Авангард

В 1920-е в Советском государстве появился такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон — такими строили авангардные здания. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность постройки, а не ее эстетическая ценность. Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Так, например, современники оценили мельниковский Дом культуры имени Русакова. Универмаг Мосторг на Красной Пресне — другой известный пример авангарда — встретили спокойнее.


Сталинская неоклассика

В сталинское время архитекторы стали вновь обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле. Здания 1930–40-х годов были величественными и помпезными — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. В моду вновь вошли колонны. Одним из интересных осмыслений стиля классицизм в сталинское время стали Центральный академический театр Российской армии в форме пятиконечной звезды и Главное здание МГУ на Воробьевых горах.


Типовая архитектура хрущевского и брежневского времени

Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Одинаковые невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, будут основой местного пейзажа.

Автор: Лидия Утёмова

Источник: www.culture.ru

Никто не выразил эту мысль так полно и ясно, как великий поэт и мыслитель Гёте. Он писал:

«Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусства, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения, чувство удовольствия обусловливает- ся только пропорциями. Если они нарушены, то никакими внеш- ними украшениями нельзя заменить красоту и привлекатель- ность, которых им не хватает по существу. Можно даже ска- зать, что их безобразие делается еще отвратительнее и невы-

носимее по мере увеличения изысканности отделки и богатства материалов украшений».

Весь творческий порыв, все творческое умение архитектора должно быть направлено прежде всего на решение главной композиционной задачи, потому что именно в этом ключ к успеху дела. Вся дальнейшая работа архитектора будет лишь следствием этого.

В отличие от живописца или скульптора, оперирующих изобразительными средствами, архитектор распоряжается в основном геометрическими объемами. Он должен обладать высоким мастерством, для того чтобы заставить не только «говорить», но и «петь» эти геометрические формы.

Так, длинное, приземистое зданиеm62 и стройное, высокое будут производить разное впечатление. Сооружение, которому придана спокойная, устойчивая форма куба, даст уже совсем иной эффект. Это в отношении одного объема, а если их два, три или еще больше? Тут перед нами возникает бесчисленное количество самых различных вариантов. Кроме того, композиция здания может быть симметричной и асимметричной.

Важное значение имеют также цвет, материал, характер обработки поверхности стен, так называемая фактура. Все это влияет на эстетическую сторону архитектуры.

Таким образом, художественный образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Архитектура может и должна оказывать воздействие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архитектура – окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение.

Источник: StudFiles.net

Разумеется, сегодня есть много книг, где расписаны до деталей все исторические периоды, вся история отечественной архитектуры, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала  Архитектурный стиль —

Коротко о периодах и стилях Русской архитектуры

1.  Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого  и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская  школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV — XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.

2.  «Нарышкинское» барокко
Конец  XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Фили-стиль.jpg
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Царское село-стиль.jpg
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к  европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дом Пашкова.jpg
Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.

Царицыно.jpg
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.

Главный штаб-стиль.jpg
Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси

7.  Эклектика
1830 – 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике

Николаев. набер-стиль..jpg
Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне —  http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/modern/0-255

Модерн-стиль.jpg
Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9.  Ретроспективизм
1905 – 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно.  Примеры трех основных течений в ретроспективизме —

9.1 — Неоклассицизм
Здание Киевского вокзала в Москве напоминает прославленные постройки русского классицизма и ампира. Симметрия этой торжественной композиции оживлена квадратной часовой башней, поставленной на правом углу. При достаточной строгости архитектурных форм декоративное убранство здания весьма разнообразно, с сочными «античными» мотивами.

Киевский вокзал.jpg
Киевский вокзал. 1914-1924 гг., Арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский, при участии В.Г.Шухова.

9.2 — Неорусский стиль
Исследователями архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Здание Ссудной казны сочетает деловую представительность с пластичностью палат XVII века. Форма парадного крыльца на фоне бриллиантовой рустовки стены усиливает декоративность здания. В декоре преобладают мотивы «Нарышкинского барокко». Однако полная симметрия фасада нарушает «принципы модерна» и придают зданию некоторую эклектичность….

Ссудная казна.jpg
Ссудная казна в Настасьинском пер. в Москве. 1913-1916 гг., Арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

9.3 — Неоготика
Католический собор на Малой Грузинской улице в Москве — трёхнефная крестовидная псевдобазилика. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах, отделочные работы внутри продолжались до 1917 года. По различным свидетельствам, для архитектора прообразом фасада послужили некоторые европейские готические соборы. В этом католическом соборе находится самый большой в России орган и можно послушать концерты органной музыки.

Малая Грузинская.jpg
Католический собор на М. Грузинской улице. 1901—1911 гг., Арх. Ф.О.Богданович-Дворжецкий.

Стили ……
Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно.
Моя задача конкретнее — дать общее, очень схематичное понятие о том, как менялись стили архитектуры со второй половины  XVII века и до 1917 года.

Источник: architectstyle.livejournal.com

Среди основных архитектурных стилей традиционно выделяют следующие:

X–XII вв. Романский стиль. Англосаксоны называли его нормандским. Здания в романском стиле лаконичны, лишены декора и тщательно вписаны в окружающий природный ландшафт. Во внутренних интерьерах — минимальные удобства. Нормандские замки — настоящие крепости, с окнами-бойницами, узкими лестницами и многочисленными защитными сооружениями.

XII–XV вв. Готика. Архитектура данного периода средневековья формировалась под влиянием церкви, что привело к созданию зданий со стрельчатыми сводами и арками, высокими шпилями башен, использованием резьбы как декора стен, установке витражных окон. Готическая архитектура — это точное следование вертикали.

Начало XV — XVI вв. Ренессанс. Стиль Возрождения зародился в Италии, а затем распространился по всей Европе, причем в каждой из стран Ренессанс имел отличительные особенности. Из античной архитектуры была взята ордерная система, этажи подчинены строгой горизонтальности, основные геометрические формы — квадрат, куб и прямоугольник. Стиль Возрождения — это начало использования декоративной штукатурки, новых строительных материалов (терракота, майолики и глазурованного кирпича), многообразие орнаментного декора.

XVI — середина XVIII вв. Барокко. Основателем архитектурного стиля, пришедшего на смену Ренессансу, считается Микеланджело Буонарроти. Характеризуется роскошным декором, причудливым оформлением фасадов, использованием скульптурных композиций во внутренних интерьерах и для украшения садов.

XVIII в. Рококо. Следующий период архитектурного стиля является своеобразной вариацией барокко. Архитектура стала более легкой, принцип пышной анфиладности помещений заменяется рациональным расположением внутренних комнат, большое внимание уделяется утонченному декору и интерьерным украшениям. Главный элемент стиля рококо — «рокайль», представляющий собой особый орнамент, похожий на морскую раковину в окаймлении растений и камней.

XVII — начало XIX вв. Классицизм. Отточенная симметрия, ясная геометрия пространственных решений и обязательное наличие колонн — непременные условия для архитектуры классицизма. В качестве идеальных форм и линий — образцы античного наследия.

XVIII–XIX вв. Ампир. Стиль, появившийся во Франции, отличается сочетанием массивной геометрии простых архитектурных форм и повсеместным использованием в оформлении интерьеров и экстерьеров символов военной атрибутики.

Конец XVIII — начало XIX вв. Романтизм. На развитие данного стилевого направления огромное влияние оказала эпоха Просвещения. Именно в этот период архитектурных стилей происходит переоценка доктрин архитектуры прошлого, активно используются декоративные элементы из восточных культур и наследие готики, появляются первые металлические конструкции из чугуна, железа и стали. Дом рассматривается как возможность индивидуализации частной жизни и полная свобода ее выражения в архитектуре.

Конец XIX — начало XX вв. Арт-деко. Стиль отличается симбиозом роскоши, художественной выразительности и рациональной организацией пространства. Планировка зданий начиналась с разработки внутренних интерьеров — именно под них придумывался проект самого дома. Использование зигзагообразных и ступенчатых форм, многообразие изысканного декора, использование дорогих материалов и достижений технологического прогресса сделали архитектуру арт-деко фешенебельной и легко узнаваемой.

1890- 1910 г.г. Модерн. Сформировался в Европе в конце XIX века. В модерне прослеживается отказ от прямых форм, углов, отсутствие симметрии. Предпочтение отдается естественным линиям, эстетической функциональности помещений. Большое внимание уделяется проработке общей архитектурной концепции всех элементов и единому художественному оформлению.

Начало XX в. Конструктивизм. Возник в СССР в результате резкого противоречия между требованиями общества и существующими условиями среды обитания. Конструктивизм предполагает создание функциональных зданий, где любые конструкции и формы определены исключительно структурой его назначения. Архитектура данного периода становится типовой, геометрия предельно лаконичной и лишенной утилитарного значения.

Конец XX в. Деконструктивизм. Основателем стиля является французский философ Жак Деррида, провозглашавший необходимость создания конфликта между тем, что человек видит и тем, как он это интерпретирует. Архитектура становится средством выражения хаоса, где стерты все пространственные и геометрические стереотипы. В деконструктивизме каждая линия несет в себе собственную динамику, заставляя здания двигаться, а форма становится инструментом для создания специально усложненных конструкций, которые не предполагают комфорт, а наоборот доставляют неудобства.

Вторая половина XX в. Хай-тек. Основы стиля были заложены архитектором Яковом Черниковым еще в 30-х годах прошлого столетия. Отличительная особенность хай-тека — максимальное использование технологических достижений, простота и четкость пространственных решений, обилие материалов со стеклянной и зеркальной поверхностью, отсутствие декора, задействование в качестве функциональных украшений элементов инженерных систем.

Архитектурных стилей и направлений существует великое множество. Каждый период архитектурных стилей — это синтез прошлого и настоящего, отрицание доктрин и ломка устоявшихся стереотипов или наоборот приукрашивание и трансформация предыдущих решений. Кроме исторических стилей и их эклектических подвидов существуют архитектурные направления, основанные на национальных этносах, возникшие в результате квинтэссенции европейской и восточных культур, а также современные нео-стили.

Источник: mvlife.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.