Дома в стиле 18 века


К сожалению, но это последняя статья на тему Архитектурных стилей для частного домостроения. В итоге, я представил 30 самых актуальных стилей, которые можно применить при проектировании загородного дома. Считаю, что эту тему можно закрыть до того момента, как я не разработаю собственный уникальный стиль (мысли есть), или не появится что то еще более актуальное и современное в общемировой архитектурной тенденции.

"Дом — это полное олицетворение личности своего хозяина, поэтому, из 30 — выберите 1 лучший стиль будущего загородного дома, под стать себе."

№21. КОНСТРУКТИВИЗМ

Это не дом — это "Машина для жилья из бетона и стекла". Дома в стиле конструктивизм, отличаются высокой функциональностью и художественной выразительностью, которая достигается не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам. Лаконичная геометрия и высокая целесообразность присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства внутренних помещений.


Современный конструктивизм – не только эксперименты с формами и линиями, но экологичность и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших методик, а также большая площадь остекления.

Широкие веранды и террасы (в том числе на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены — создают иллюзию слияния с природой.

Что касается красок, то наиболее распространенные цвета конструктивизма: светло-серый, грифельный, белый, бежевый, темно-красный, красно-коричневый, да в принципе, под характер человека можно подобрать любой цвет, но только строго серьезный!

Идеальное распределение внутреннего пространства для конструктивизма — отсутствие деления на комнаты, что заменяется зонированием при помощи цвета и мебели. В таких интерьерах должно быть много воздуха и пустого места. Расставлять мебель нужно правильно для того,чтобы она сливалась с комнатой и, одновременно, оставляла много свободного пространства. Так будет, если применять базовый цвет и четкие геометрические линии.

Коттедж в стиле конструктивизм — безусловно подойдет людям около 30 лет, ценителям свободы как внутреннего пространства, так и жизненного стиля, активным, молодым, перспективным.

№22. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Деконструктивизм – направление архитектуры, отрицающее саму архитектуру.


Стилистика деконструктивизма не оставляет шансов ни одному из архитектурных абсолютов. Она внедряется в любую среду кричащими ломаными формами и конструкциями, сложными для визуального восприятия. Деконструктивизм называют не направлением архитектуры, а её отрицанием, тем не менее, у деконструктивистов всё же есть точка опоры – конструктивизм и постмодернизм. Архитекторы сознательно искажают принципы и композиционные мотивы этих стилей и на выходе получают динамичный и индивидуальный строительный объект.

Деконструктивизм — сложное для воплощения, но невероятно "смотрибельное" направление архитектуры. Оно создано для того, чтобы удивлять и поражать.

Коттеджи в стиле деконструктивизм — имеют самые изощренные формы, порой неправильные и невероятные, они могут быть попросту нарочно перекошены, что создает весьма сильный визуальный эффект. Дома агрессивно вторгаются в пейзажи любого частного сектора.

Для строительства подобных объектов идут различные современные строительные материалы как: металлоконструкции, бетон, кирпич, стекло.

Деконструктивизм — один из самых сложных архитектурных стилей. Он не признает типичности, требует тщательной проработки. Индивидуальность и небрежность, асимметрия и четкость линий — в этом стиле сочетается невозможное.

Коттедж в стиле деконструктивизм — для нетипичных людей, которые ценят строгую индивидуальность и не признают общественных стандартов и мнений, к тому же в жизни они оставляют своих конкурентов далеко позади в силу своей энергичности и гениальности.

№23. ПОСТМОДЕРНИЗМ


Постмодернизм — умение вписать здание максимально гармонично в существующую среду и ландшафт, при этом учитывая и другие особенности. Как по мне, очень сложный стиль, но интересная работа с заказчиком.

Ироничность и парадоксальность, театральность и сложные образные ассоциации – всё это о постмодернизме, представители которого преподносят привычные формы в непривычном контексте и ратуют за то, что искусством может быть всё.

Спроектировать объект в рассматриваемом стиле сложно, поскольку перед архитектором стоит задача не просто «нарисовать» сколько-то квадратных метров спальни кухни и гостиной, а сделать здание особенным, «говорящим», но в то же время гармонично вписывающимся в участок. Создание подобного архитектурного объекта требует не только умения точно производить расчеты, но также фантазии, смелости и понимания контекста окружающей среды. Профессионал построит не просто «коробку», он создаст нечто необычное, красивое и утонченное.

Я считаю, что постмодернизм до сих пор не сформировался окончательно как стиль, он постоянно находится в поиске. Это большой эксперимент, посредством перебора истории, форм, строительных материалов.

Коттедж в стиле постмодернизм — подойдет тем людям, которые душой любят какую то конкретную историю и ее каноны, но хотят жить в ногу со временем. Тем самым, реконструкция и объединение двух-трех стилей в голове, рождает по настоящему уникальное здание, которое зайдет отнюдь не всем.

№24. ЛОФТ


Стиль Лофт из истории — это реконструкция и техническое перевооружение бывших нежилых зданий в жилые.

Стиль пришел в повсеместность из США (Чердачный стиль — Loft). Со второй половины сороковых годов ХХ столетия, индустриальные кварталы Нью-Йорка при увеличении размеров арендной платы за пользование землёй — вынудили владельцев крупных промышленных предприятий освободить занимаемые помещения. Здания бывших заводов и фабрик опустели, но ненадолго. Их достоинства, а точнее – функциональные характеристики (огромные окна, высокие стены, необъятные пространства «комнат») быстро заинтересовали представителей богемы. Отсюда и пришел столь замечательный стиль домостроения.

Поэтому, коттедж в стиле лофт – это простор, высокие потолки, строгие прямые формы как внутри так и снаружи и как правило, с минимальным количеством внутренних перегородок. Основными строительными материалами служат кирпич, металл и бетон. Этому стилю не нужна никакая отделка фасада, сложная крыша, и другие архитектурные излишества, но в качестве стильных дополнений к постройке обычно выступают предметы из индустриального прошлого – большие заводские трубы, металлические лестницы, вентиляционные системы и прочие промышленные приспособления.

Коттедж в стиле Лофт — просто не смогут оставить равнодушным творческих людей, предпочитающих активную жизненную позицию и нестандартный подход к жизни и в то же время простоту принятия решений.

№25. ФЬЮЖН или ПОСТСОВЕТСКИЙ СТИЛЬ


Определение данного типа стиля — его полное отсутствие!

Более 75% жилых домов России построены по такому типу. Его принцип базируется на индивидуальных предпочтениях каждого человека, а не правилах архитектурных стилей. Проще говоря, при разработке проекта — заказчик проявляет свой характер, раскрывает свою личность. В отличие от эклектики, фьюжн – это не смешение стилей, а полное их игнорирование. «Нравится – не нравится» — вот принцип стиля фьюжн. Кроме того, стиль предполагает использование сложной цветовой гаммы как и форм здания, разнообразие декора, ну и, конечно же, тонкое художественное чутье, которое не даст скатиться в архитектурную какофонию и дизайнерскую ересь — все это конечно же, в лучшем случае, если повезет. =) Клиенту очень нравится, ну и хорошо.

Смешно, но в основном, Фьюжн или Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного, желтого или белого силикатного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда после строгих Советских законов строительства на 6 сотках, по настоящему появилась возможность построить собственный дом большой площади.


жно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом и показать свою статность в настоящем времени. Планировка была хаотичная и неудобная, а не редко, на готовую коробку приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Вы и сами можете наблюдать эту картину сейчас, проезжая мимо частного сектора, где стоят дома 25-летней давности в этом стиле. А еще больше поражает то, что и новые дома строятся по тому же принципу. Такие дома уже невозможно продать за хорошие деньги, в связи с высокими налогами, недешевой эксплуатацией и несовременным стилем, который всем уже наскучил. Не буду спорить, кто не согласен, но я видел и по настоящему красивые дома постсоветской эпохи, но очень немного.

Коттедж в стиле Фьюжн или постсоветский стиль — подойдет любителям яркой синей крыши, 3х-гранного эркера и YouTube канала "Одноэтажная Россия", или подобных строительных компаний. Но мною проверено, что построить дом со вкусом, можно за те же деньги, что и Фьюжн!

№26. АМЕРИКАНО-КАНАДСКИЕ ДОМА

Культура удобных домов приходит и в нашу страну.

Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности, они локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич и блок). Американский стиль архитектуры укреп благодаря изначальному стилю — колониальному, во всем известные времена, когда осваивали Америку.


Отличительными чертами американского стиля домов являются:

1. Внешне американские дома выглядят очень привлекательными и уютными, и это неспроста, ведь самая сокровенная мечта любого американца — иметь собственный загородный дом.

2. Особое внимание американцы уделяют обустройству приусадебного участка. Здесь Вы не увидите 3-х метровых кирпичных заборов, а вот наличие красивой ухоженной зеленой лужайки, отделяющей дом от дороги, обязательно. Забор, как правило, возводится только со стороны соседа.

3. Большой популярностью пользуются проекты одноэтажных и двухэтажных домов с пристроенным гаражом на 1-2 автомобиля. На первом этаже располагается кухня, столовая, гостиная и холл, а на втором приватная зона.

4. Для комфортной жизни обязательны: своя отдельная комната для каждого члена семьи, несколько ванных комнат, комната для гостей, обустроенные для хранения вещей подвал, чердак и множество самых разнообразных встроенных шкафчиков и кладовок.

5. Отделка фасада американских домов обычно выполняется сайдингом, лицевым кирпичом, деревянной вагонкой, реже — плиткой, искусственным или натуральным камнем.

6. Широкое крыльцо с лестницей или веранда есть практически во всех частных американских домах.

Коттедж в Американо-Канадском стиле — подойдет очень многим. Нет, это не Американская мечта, а по настоящему красивый и функциональный современный дом.

№27. ЭКО-ТЕК (БИО-ТЕК)


От Хай-тека к природе. Полная взаимозависимость природы и человека.

Эко-тек (Био-тек) — это современная архитектурная выразительность конструкций зданий, которая достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений.

Это новое Архитектурное движение, которое находится в процессе становления, и его исследовательская составляющая пока что преобладает над практической. Главное противоречие Архитектурной бионики — консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий, которая противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам, самоподобным фрактальным формам. Достойное эстетическое и экономически оправданное решение этого противоречия — одна из основных задач био-тека. К этому стилю в какой то степени можно применить и дома в деревянном исполнении, хотя нет, вряд ли.

В наше время, долг человечества состоит в поддержании экологии нашей планеты, поэтому в данном стиле в основном следует применять строительные материалы с периодом распада до 150 лет, а так же природных экологически чистых материалов.


Бионические интерьеры создают ощущение единения с природой в условиях дома и зоны отдыха. Натуральные материалы в лаконичных композициях позволяют человеку расслабиться и ощутить гармонию с собой!

Имея участок в зеленой зоне вдали от частного сектора и города, задумайтесь над строительством своего дома в таком стиле, и природа по настоящему вас отблагодарит.

Коттедж в инновационном стиле Эко-Тек (Био-Тек) — подходит для людей, ценящих уединение с природой.

№28. БАРНХАУС

Простота, пространство и функционал этого архитектурного стиля, находящегося на грани трех актуальных течений – лофта, минимализма и био-тека. В какой то степени, к этому стилю можно отнести "Скандинавский", точнее "БарнХаус" и выходец из скандинавского стиля, но так как мы рассматриваем в этой статье современные дома, то речь пойдет именно о "БарнХаус".

Барнхаус «дом-амбар» – архитектурный стиль XX—XXI столетия. Мода на барнхаусы зародилась в Западной Европе – на стыке минимализма, лофта и био-тека. Внешне, такой дом выглядит просто: прямоугольный, двухскатная кровля (часто без свесов), лаконичная наружная отделка и никаких излишеств. При этом, он довольно практичен и удобен для жизни.

Концептуальные особенности домов в стиле барнхаус:
1. Устойчивая, прямоугольная форма строения, и, чаще всего, каркасная основа или клееная древесина;


2. Крупная, широкая входная дверь, одно- или двухстворчатая;

3. Наличие открытых деревянных террас, примыкающих к дому;

4. Одно- или двухскатная кровля без свесов;

5. Отделка — лаконичная, простая: стены чаще обшивают фасадной доской или металлом.

Тот же аскетизм властвует и внутри дома. Общее жилое пространство как правило зонируют стропилами, перекладинами, лестницей, мебелью и системами хранения, а также используя разницу в уровне пола и другие визуальные приемы. В целом, Барнхаус – новое для россиян направление в архитектуре. Его строгая простота импонирует человеку современности, а простор внутри создает позитивный настрой и позволяет чувствовать себя свободно.

Коттедж в стиле Барнхаус — подходит для ценителей света, строгой геометрии и современного взгляда на жизнь.

№29. ФАХВЕРК + СОВРЕМЕННЫЙ ФАХВЕРК С ПАНОРАМНЫМИ ОКНАМИ

Старинный колорит немецких сказок актуален и сегодня.

Проблески этого стиля появились в XV веке в Германии, и спустя несколько столетий — фахверк «захватил» всю Западную Европу. Обращаются к нему и сегодня. По сути, техника фахверк – каркасный метод строительства. Его основа — крепления из деревянных балок, стоек, ригелей, раскосов. Стены штукатурили, белили, а каркас красили в коричневый, вишневый или черный цвета. Он и служил орнаментом фасада, деля его на четкие сегменты. Дома, расчерченные деревянными узорами, до сих пор называются фахверком. Сегодня, в строительстве современных фахверковых домов используют утепленные панели, стеклопакеты, монтируют большие панорамные окна. Таким образом, сочетая старинное ремесло и новые технологии, создают эксклюзивный образ жилища. Так же, сегодня можно построить дом в стиле Фахверк из традиционных блочных материалов, а фасад выполнить из комбинации штукатурки и деревянных элементов.

Совершенствование строительных технологий и появление новых материалов способствовало дальнейшему развитию этого стиля, который успешно используется в наши дни для возведения не только отдельных элитных домов и коттеджей, но и для архитектурных комплексов и целых поселков.

Коттедж в стиле Фахверк — подойдет молодым и современным людям, ценящие свет, краски, красоту и простые формы.

№30. ФИНСКИЙ СТИЛЬ

Аромат дерева.

Леса, озёра, красивая природа и, конечно же сауна. Именно такие ассоциации возникают у любого человека при мысли о Финляндии. Благодаря непростым условиям предложенным природой, жители этой небольшой страны научились очень рационально использовать все свои возможности, сооружая дома гармонично вписывающиеся в окружающий ландшафт одновременно с гармонией внутреннего уюта и тепла. Такие жилища продуманы до мелочей, самобытны и комфортабельны, ну а мы, просто переняли этот опыт.

Архитектура финских домов имеет прямое отношение к скандинавскому архитектурному стилю, впитавшему в себя традиции зодчества северных народов (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия).

Современная интерпретация стиля подразумевает наличие сложной крыши, мансарды (реже – второго этажа с балконом) и встроенного гаража. Как правило, в таких домах два входа – центральный и дополнительный (со двора). Самым лучшим украшением финских домов служат террасы. Они отличаются удобством и рациональностью и могут иметь совершенно любую конфигурацию, зависящую лишь от пожеланий владельца и особенностей рельефа.

В современных домах, выполненных в соответствии с финским архитектурным стилем, часто применяется панорамное остекление. Большие, не отягощённые частыми рамами окна наполняют внутреннее пространство солнечным светом, одновременно позволяя любоваться окружающими пейзажами. Используемые материалы Дома в финском стиле традиционно сооружаются из профилированного бруса лиственницы или сосны (сейчас чаще из клееного бруса). В качестве наружной обшивки применяют: планкен или сайдинг, имитирующий деревянное покрытие. В качестве кровельного покрытия используются различные виды черепицы, преимущественно серых или красно-коричневых оттенков. А что внутри? Внутри финских домов традиционно царят гармония, тепло и уют. В отделке предпочтение отдаётся натуральной древесине тёплых, естественных оттенков. Мебель – светлая. Техника – современная. Все вещи и предметы – нужные и практичные. Текстиль – мягкий, качественный, с этническими мотивами. Обязательный атрибут стиля – камин. И конечно же – сауна.

Коттедж в Финском стиле — будет полезен всем. Исторически можно отнести этот стиль на замену Русской избе, которая сейчас далеко не актуальна. Хотя, кто знает, мир цикличен.

Если какие то стили я не упомянул, значит не посчитал нужным.

Источник: zen.yandex.ru

Дом занимает важную градостроительную позицию, начиная улицу Большая Полянка. Перед ним, на Болотном острове, на низком берегу долгое время не было никаких построек. Дом был виден из Кремля, от Большого Каменного моста, начиная ряд зданий, оформлявших набережную Водоотводного канала. Он был построен в середине XVIII века на более старом цоколе, оставшемся от предыдущего строения. Возможно, предыдущий дом был деревянным на каменном фундаменте.

Неизвестный нам архитектор – автор дома учитывал расположение здания при разработке проекта. Поэтому он применил на фасаде пилястровый портик во всю высоту дома. Его крупные формы хорошо видны издали. Скруглённые углы дома первоначально были украшены небольшими полукруглыми балконами, поставленными на невысокие изящные колонны. Скругление углов у домов, расположенных на углах улиц, вошло в употребление в середине XVIII столетия, одновременно с началом строительства в стиле раннего классицизма. Вход в здание был сделан со двора. Большие пилястры портика этого дома хорошо воспринимались издали. При приближении зритель концентрировал своё внимание на угловых балконах. Эти балконы уничтожил очередной хозяин дома, купец Григорий Иванович Котов, в 1842 году. Перед ним, в 1830-е годы, домом владели купцы первой гильдии Григорий и Спиридон Рыловы.

Кажется, что за представительным фасадом здания должны быть парадные интерьеры богатой усадьбы. Но это не так. Все купцы – хозяева усадьбы не только жили здесь, но и держали своё производство. Во второй половине XIX века в усадьбе было «жестяное заведение» Абрама Хаймовича. С 1888 года дом принадлежал Козьме Петровичу Юдину. Он тоже занимался изделиями из жести. Следующий хозяин заведения, Герман Леонтьевич Розенберг, жестяную фабрику закрыл.

После Г. Л. Розенберга в доме поселились врач-отоларинголог Нахим Вульфович Зак и торговец дровами, купец второй гильдии Давид Беркович Левин. Н. В. Зак числился среди жителей дома и в 1917 году.

При строительстве Малого Каменного моста уровень земли на прилегающих к мосту участках был поднят, поэтому, осматривая дом, надо помнить, что в XVIII веке он был несколько выше, казался не таким приземистым, как сейчас.

Источник: um.mos.ru

Первая треть 18 века. Барокко

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Лефортово, дворец
Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

Петропавловский собор
В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Середина 18 века. Барокко и рококо

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Конец 18 века. Классицизм

Мраморный дворецВ русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Источник: archirussia.com

Начало
Казалось бы, в таком городе, как Астрахань, должно остаться достаточно много архитектуры не такой уж далёкой от нас эпохи 18 века, уникальной для нашей истории правлением царей, названных Великими: Петра I (до 1725 года) и Екатерины II (1762-1796 гг).

На деле архитектурных памятников 18 века здесь совсем немного. Конечно, если рассматривать храмы как духовные памятники, то большая их часть окажется намного старше тех зданий, в которых они располагаются, т.к. перестраивались, порой, по 2-3 раза. Но это уже другая тема — мы же рассматриваем исключительно архитектурную составляющую.

Начнем с памятников петровских времен.

1. Успенский кафедральный собор (главный астраханский собор) в кремле. В 1560 году здесь был построен его деревянный предшественник, перестроенный впоследствие в камне.
Нынешний собор был возведен вместо того каменного в 1698-1710 гг. крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым, относится к стилю русского барокко.
Собор включает 2 храма: нижний — Владимирской божьей матери, верхний — Успения пресвятой богородицы. В крипте собора захоронены почившие астраханские церковные иерархи и грузинские цари Вахтанг VI и Теймураз II.

Дома в стиле 18 века

В комплексе с собором — Лобное место. Под ним располагалось помещение Судной палаты и подвал для заключенных под стражу. Это одно из 2-х сохранившихся в России лобных мест.

Дома в стиле 18 века

2. Демидовское подворье относят к началу 18 века, т.е. тоже к эпохе Петра I. В то время этому подворью принадлежала прилегающая к нему пристань на Кутуме, самая крупная в городе. Деятельность владельца была настолько значительна, что Демидовскими стали называть 2 улицы: Большая Демидовская — на которой расположено подворье и Малая Демидовская — перпендикулярная улица напротив подворья.

Дома в стиле 18 века

Уже упоминаемый мной в первой части статьи В.П.Никитин считает наиболее старыми и интересными в этих постройках складские помещения, предстающие взгляду со двора. Он предположительно относит их к даже 17 веку.

Дома в стиле 18 века

3. Пороховые склады, о которых я не так давно писала, тоже можно было бы отнести к петровской эпохе. Но что-то мне подсказывает, что это делать уже не стоит. Судя по их состоянию и отсутствию к ним какого бы то ни было интереса со стороны «прогрессивной общественности», можно, наверное, сказать: «склады — всё»…

4. Башня ограды Спасо-Преображенского монастыря, датировки её постройки у исследователей несколько разнятся, но по крайней мере они все укладываются в первые 30 лет 18 века. По архитектурному стилю её относят к нарышкинскому барокко, модному в конце 17-нач.18 вв, т.е. всё в те же петровские времена.
Сам монастырь был основан ещё во 2-ой половине 16 века по указу Ивана Грозного в честь победы над турками, предпринявшими в 1569 году поход против присоединения Астраханского ханства к России.

Дома в стиле 18 века

5.Следующий в хронологическом порядке памятник снова кремлевский — Никольские ворота крепости с надвратным храмом Николая Чудотворца, отстроены заново в 1729-1738 гг. (в царствование Анны Иоанновны) заместо пришедших в ветхость предыдущих аналогичных ворот, тоже с храмом. Поскольку ворота вели непосредственно к Волге, то и храм во имя Св.Николая, покровителя и заступника всех странников, был для удобства устроен прямо на вратах для уплывающих и прибывших.

Ворота и храм несколько видоизменялись в дальнейшем, добавлялись украшательные элементы, но не подвергались значительной перестройке.

Дома в стиле 18 века

6. Ансамбль Костела 1762-1772 г (римско-католический храм Успения пресвятой богородицы), находится в Посаде (в «междуречье» Кутума и Варвациевского канала), недалеко от соединения канала и Кутума. Архитектурный стиль рассматривается как переходный от позднего барокко к классицизму. Выстроен в период царствования Екатерины Великой.
Инициатор строительства храма, доктор медицины патер Ромуальд, ныне покоится в костеле.
В храме есть орган.

Дома в стиле 18 века

7. Дом священника И.Афанасьева, позднее — дом купца Хачикова. 1778 год. В этом доме проживал Н.Г.Чернышевский (1883-1889гг), находясь здесь в ссылке.

Дома в стиле 18 века

8. Дом генерал-губернатора, конец 18 века, архитектор А.Дигби, стиль — классицизм. Купец Минас Дилянчеев начал строительство нескольких зданий в 1787 гг (при Екатерине II), но разорился. Дом был конфискован в счет погашения ссуды. Указом Павла I в 1798 году дом принят в казну. После некоторых переделок под административное здание, порученных также А.Дигби, в нем разместились астраханские власти. Ранее администрация располагалась на территории кремля.

Дома в стиле 18 века

9. Усадьба надворного советника Федорова, конец 18 — нач. 19 вв. Стиль — классицизм. Служебный флигель и главный дом организованы «сплошной фасадой» (со стороны ул.Чернышевского). В комплекс усадьбы также входит еще один жилой дом, конюшня, ворота.

Дома в стиле 18 века

10. Армянское торговое подворье, конец 18-19 вв.
Изначально это был гостиный двор с торговыми лавками надворного советника Федорова.
В 19 веке дом купил купец персидского происхождения Усейнов Аджи. Он перестроил дом по азиатскому образцу. В нем стали селиться армяне, благодаря чему подворье получило название армянского.

Дома в стиле 18 века

11. Татарское подворье «Темный ряд», 18-19 вв.

Дома в стиле 18 века

К сожалению, из списка памятников приходится вычеркнуть:

12. Московский торговый дом, 1793-1795 гг, архитектор А.Дигби

Дома в стиле 18 века

Дом погиб при реставрации. Если внимательно взглянуть на список всей архитектуры 18 века, становится очевидным, насколько это ощутимая утрата для Астрахани.

Источник: elena-pim.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.