Узор для карнизной доски



Деревянные узоры.
Украшение домов деревянными резными узорами и элементами — традиционное для народного декоративно-прикладного искусства — широко распространено в нашей стране. Вспомним, сколько радости глазу дарит легкая и изящная, изумительная по красоте отделка наличников, ставень, карнизов, коньков крыш и у сельских, и у еще сохранившихся городских домов центральной части России, Урала и Сибири. Здесь можно найти самые трудные виды резьбы — сложной формы, с использованием растительного орнамента и фантастическими изображениями всевозможных птиц, животных. На Севере же широко распространены простые геометрические узоры из неглубоких выемок и канавок: им не страшны обильные здесь осадки, которые быстро привели бы к разрушению более сложную резьбу.

Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и различные ограждения. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает свое мастерство, художественный вкус.


Для примера рассмотрим отделку дома Н. И. Вилковым, жителем поселка Залесного, что под Казанью (см. цветное фото).

Сколько умения и любви вложил он в украшение своего жилища. Обшивка выполнена «в елочку», у наличников резьба в самом доме и на фронтоне не повторяют друг друга, их дополняет красивый карниз. Фронтон над крыльцом выполнен в виде сложной стрельчатой арки; крышу крыльца поддерживают фигурные квадратные столбы. Угол фронтона частично закрыт тесом, доски которого срезаны на конус; на них укреплена красивая розетка. Верх кровли венчает резная доска.

К дому пристроена терраса, оконные переплеты которой — тоже узорные, в виде прямых и ромбических фигур. Вверху — широкая доска с фигурной резьбой.

И ограждение дома необычное. Головкам столбиков придана красивая форма, планки набиты не строго горизонтально, а с небольшой выемкой в середине каждого звена между столбами, с ромбами из реек, с кругом в середине и треугольниками по краям. В центре круга — розетка-звездочка.

Столбы для навешивания ворот закрыты досками — они называются лопатками — с укрепленными на них резными деталями. Обшивка ворот выполнена в два яруса; нижний с расположением досок вертикально, а верхний — «в елочку», с розетками.


Такая ограда украшает и дом, и усадьбу в целом.

Древесина для элементов отделки дома применяется хвойная (как более стойкая к атмосферным воздействиям), без дефектов (косослой, сучковатость), затрудняющих работу или портящих изделие; сухая, иначе при высыхании она коробится и трескается.

На заготовку — брусок, доску нужной длины — после придания нужной формы наносят контуры рисунка. Если поверхность недостаточно чистая после строгания, ее не рекомендуется зачищать шлифовальной шкуркой перед резьбой: внедрившиеся в древесину абразивные зерна быстро затупят инструмент. Поэтому лучше всего сперва выполнять резьбу, а затем шлифовать.

Для долговечности мягкие лиственные породы рекомендуется консервировать — пропитывать противогнилостными составами, окрашивать масляными красками.

Крепить отдельные детали друг с другом можно на шипах, гвоздях или шурупах, водостойких синтетических клеях.


Для простых деревянных узоров достаточно иметь столярный лобзик, нож-косячок, прямые и полукруглые стамески. При более сложной резьбе потребуется и более сложный инструмент. Общее правило: он должен быть очень хорошо наточен и направлен на оселке.


Нож-косячок. Его рабочая часть заточена с двух сторон и образует угол 20°, имеет у лезвия скос или косой срез под углом у одного типа ножа в 45°, у другого 60°. Длина лезвия небольшая: оно выступает из-под рукоятки на 50-70 мм.

Рукоятка — деревянная или пластмассовая, длиной 100-120, шириной 20-30, толщиной 12-15 мм. Ей придают удобную для работы форму без острых углов и кромок.


У режущей части косячка имеется носок (острый угол резца) и пятка (тупой угол). Эти термины в дальнейшем будут часто упоминаться. Во время резьбы носок всегда заглубляется в древесину, а пятка слегка приподнята.

Нож-косячок широко применяется в геометрической резьбе.

Стамески есть прямые, полукруглые и клюкарзы. Затачиваются они так, чтобы угол был в пределах 18-20°: работать такими легче, чем с более крутой заточкой. У стамески-клюкарзы изогнутое полотно разной ширины.

Стамески-уголки практически представляют собой две стамески с полотнами, сваренными вместе под углом от 50 до 70°. Ширина каждого — от 5 до 15 мм. Используются они для прорезки за один прием жилок или линий в виде канавок разной ширины.

Рашпили — это стальные стержни различной формы, ширины и длины, с насечками в виде мелких зубчиков — для стачивания древесины и придания ей той или иной формы, получить которую другим инструментом не представляется возможным.

Чеканы — стальные стержни с рабочими концами разного рисунка. Под ударами молотка они оставляют на древесине небольшие углубления — для получения необходимого фона изделия. Обычно глубина рисунка не превышает 5-6 мм.

Лобзики — ручные, ножные и механические, чаще всего электрические. С их помощью выполняются прорезные работы: в древесине пропиливаются кривые линии или отверстия. С той же целью применяются и ножовки с узким полотном.


Полотно лобзика считается нормальным при ширине до 5 мм и толщине 1—1,5 мм, с зубьями для продольного или смешанного пиления. Один конец его имеет не отверстие, а крючок: благодаря ему пилу можно быстрее вынуть из ручки и, пропустив в отверстие заготовки, снова закрепить.

Зубья могут быть разной величины: чем они крупнее, тем шероховатее пропил, и наоборот. Направлены они должны быть так, чтобы резать древесину в направлении от себя, а при ножном лобзике — сверху вниз.

Последний устроен так. В верстаке или доске сверлится или долбится отверстие, куда будет пропущено пильное полотно. Над отверстием подвешивают пружину, а под ним крепят педаль: к ней и к пружине на поводках цепляют пильное полотно. Это дает возможность работать ногой, а заготовку держать двумя руками, направляя пилку точно по рисунку. Чтобы полотно пилы было более устойчиво, по бокам его над отверстием устанавливают на кронштейне бобышки-направляющие.

При работе стоя высота верстака должна быть на уровне локтей резчиков, в среднем 100-110 см. Сидеть же лучше на прочном, устойчивом табурете высотой 65-75 см, имеющем проножку на высоте 20-30 см от пола — для упора одной ноги во время работы.

С их помощью можно надежно закреплять заготовки на верстаке и при необходимости легко вынимать. Они бывают торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и прочие.

Торцевые нужны для узких и длинных заготовок, угловые — для больших квадратных или прямоугольных, фигурные же говорят сами за себя.


Упорка удерживает заготовку при выполнении геометрической резьбы. Крепят все державки к верстаку двумя гвоздями.

Для тех же целей, кроме державок, используют крепежные винты — конусообразные стержни с концами в виде буравчика с одной стороны и барашком с другой: его легко ввертывать и вывертывать.

Валеты и нажимы представляют собой куски досок или брусков с вырезами на концах, прикрепляемые к верстаку с помощью шурупов.

Применяются и сами шурупы. Чтобы на заготовке от них не оставались отверстия, делают припуск на 20-35 мм, сюда и ввертывают их. После выполнения резьбы припуски отрезают.

Струбцины также удобны для закрепления заготовок. Они бывают деревянные и металлические. Опытные мастера отдают предпочтение деревянным, чтобы при работе случайно не затупить инструмент.



Контуры будущего узора переводят на кальку мягким карандашом, шариковой ручкой, пером. Чернила или пасту желательно применять черные.

Если рисунок мал, его можно увеличить (а большой уменьшить) с помощью сетки. Для этого его контур переносят на кальку, затем делят его поле на квадраты и нумеруют их. На бумаге или картоне наносят такое же количество квадратов, но размером больше или меньше, и врисовывают в них изображение, ориентируясь по первой сетке.

Изображение с кальки нетрудно перевести на деревянную поверхность с помощью копировальной бумаги.
Если же предстоит выполнить много одинаковых деталей, то лучше изготовить шаблон из картона, плотной бумаги, фанеры, тонкой доски. Можно также использовать хорошо выполненную первую заготовку, обязательно тщательно зачистив ее кромки, по которым будет двигаться карандаш.




На деталях украшения могут встречаться самые различные узоры: геометрические с различным фоном и контурами, прорезная, накладная, барельефная, горельефная резьба. Не зная техники ее выполнения, нельзя избежать многих ошибок. Поэтому полезно предварительно потренироваться в выполнении резьбы на небольших заготовках из древесины мягких лиственных пород, например липы. Начинать лучше всего с геометрической резьбы, выполняемой ножом-косячком или стамеской со скошенным лезвием. Сперва следует проходить трехгранные углубления, линии, квадраты, элементы орнамента листьев, цветов.

Для тренировки берут заготовку размером 20х70х200 мм, строгают с двух сторон и резьбу выполняют на обеих поверхностях.


Резак следует брать не только за черенок, но и за полотно лезвия, захватив его рукой так, чтобы лезвие выступало из-под сжатых пальцев на 30-40 мм. Пятка при этом обращена к резчику. Ту часть лезвия, за которую держатся рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью.

Косячок находится по отношению к заготовке строго вертикально, ведут его на себя. Носок резака вдавливается в толщу заготовки на нужную глубину, а пятка приподнята над поверхностью на 1-2 мм. Когда она приподнимается больше, косячок режет древесину легче.


Если надрез не сквозной и не доходит до конца заготовки, а только до поперечной линии, то, заканчивая надрез, пятку погружают в древесину на нужную глубину. Затем косячок снова отклоняют от себя и дорезают носком эту и поперечные пинии.

Канавка трехгранной формы шириной 4 и глубиной 3 мм вырезается косячком под углом 30-40°. Предварительно с помощью угольника проводят на заготовке осевые линии сплошной чертой. От нее с обеих сторон на расстоянии 2 мм проводят пунктиром дополнительные линии, которые и определяют ширину канавки. Сперва резаком, держа его строго вертикально, надрезают осевую линию на глубину 3 мм или немного глубже. Затем лезвие приставляют к дополнительной линии справа от осевой, придают резаку боковой наклон в 45°, врезают его в древесину на такую глубину, чтобы носок проник до надреза по осевой. Прорезав эту дополнительную линию, заготовку поворачивают на угол в 180° и точно так же делают подрезку по второй дополнительной линии. При правильном выполнении резов соломка, как ее называют, сама выходит из канавки. Если этого нет, значит, какая-то линия не прорезана, и работу приходится повторять.

Когда два таких углубления проходят рядом, между ними остается древесина, называемая площадкой. Канавка может идти не навылет, а быть закрытой, образуя как бы корытце; для этого на концах она прорезается поперечными линиями, подрезающими соломку.


Движение косячка вдоль годичных слоев легче, чем поперек их, но при этом резак может отклоняться от прямой, уйдя по направлению волокон, — это надо иметь в виду при выполнении работы.

Они образуются при пересечении трехгранных углублений. Сначала канавки прорезают вдоль волокон, затем поперек. Выполнение линий лучше всего повторить — фигуры получатся чище.

Рисунки из треугольных канавок станут смотреться резче, если в них выявить тень. Для этого срежьте скат канавки с наклоном вовнутрь, например, под углом 45°. Полученное острое ребро можно еще раз срезать; образуется фаска, которую нетрудно дополнительно закруглить.

Такие фигуры широко применяются в геометрической резьбе; они бывают разной формы, размера: равнобедренные, равносторонние с прямыми и изогнутыми линиями. К ним можно отнести и так называемые миндалевидные углубления, которые образуются криволинейными сторонами одинаковой величины. Из треугольников создаются различные по красоте и сложности орнаменты — розетки, фризы, порезки.

Три треугольника, вырезанные так, что они имеют одну общую вершину и две линии соприкосновения между собой, образуют большой треугольник. При этом нужно стремиться, чтобы общая вершина оказалась заглубленной: получится как бы вдавленная пирамида — эффектная фигура для образования геометрических узоров, широко используемых, например, при украшении фризов.

Фриз может быть получен просто из цепочки таких заглубленных треугольников. Рисунок нетрудно усложнить, если расположить рядом две одинаковые цепочки. Причем возможны два варианта узора — в зависимости от того, состыковать ли цепочки основаниями треугольников или их вершинами. Главное требование здесь — полная идентичность самих фигур и глубина их выборки.


Интересно, что последний узор может быть еще более усложнен, если в ромбовидных площадках между двумя цепочками врезать еще по два углубленных треугольника: получается как бы третья, промежуточная цепочка, в которой треугольники соединяются попарно то основаниями, то вершинами. В этом узоре четко читаются вертикальные гребни-стрелки и чуть растянутые четырехлучевые звезды. Они обретут правильную форму и впишутся лучами в квадраты, если все треугольники узора сделать равносторонними.

И наконец, еще один интересный фриз получится, если две исходные цепочки расположить рядом так, чтобы вершины треугольников не стыковались, а легли между двух других: по узору пробежит рельефная зигзагообразная змейка.

Варианты узоров из треугольников с углублением в центре становятся поистине бесчисленными, если одной, двум или всем трем сторонам треугольников придавать изогнутую форму. Причудливые розетки и цветы, орнаменты и звезды — самые разные фигуры могут быть получены из сочетаний таких элементов; при этом сперва надрезают внутренние линии, а затем — наружные стороны каждого треугольника. На рисунках показаны фигуры и розетки, изготовленные в этой технике с помощью косячков и стамесок.

Кроме рассмотренных выше, имеются и другие виды резьбы, которые также могут найти широкое применение в отделке дома.



Контурная резьба выполняется так. На заготовку переносятся очертания рисунка, и по этим линиям косячком или угловой стамеской выполняют неглубокую, до 1—1,5 мм, резьбу в виде треугольных канавок.

Плоскорельефная резьба делается так же, как контурная, только глубина канавки составляет от 2 до 2,5 мм. Скат ее при этом может подрезаться или закругляться, резче выделяя рельеф.

Углубленная резьба отличается более глубоким прорезанием фона. Техника резьбы остается без изменения. Оконтуривание обязательно.

Рельефная резьба состоит в том, что на деревянной заготовке вырезаются выпуклые фигурки людей, маски, птицы, животные, рыбы. Они возвышаются над фоном, который выбирается на нужную глубину.

Вырезные фигуры также очень распространены. Они могут быть отдельно стоящими, например петух на коньке крыше, или накладными на стенах, дверях, воротах, ограждениях. Эти фигуры исполняются глухими, когда просто вырезан их контур, или же ажурными, прорезными насквозь в разных местах. Они могут иметь острые кромки или заоваленные.

Эти виды резьбы широко применяются в отделке домов: на наличниках, карнизах, ограждениях.

Прорезная — с полностью выбранным фоном, как бы кружевная. Часто называют ее ажурной. Применяется она там, где просвечивается нижележащий фон — скажем, дощатая обшивка или окрашенная поверхность.

Накладная резьба представляет собой орнамент, выполненный прорезкой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон. Так украшают доски наличников вокруг оконного проема, ставни, ворота, калитки.

Детали для наличников могут быть разной формы и размеров — геометрические, растительные и прочие. Одни выполняются резаками, другие выпиливаются пилой, редко — подрезаются резцами.

Чтобы получить заготовки, например трехгранные бруски, рекомендуется острогать доску нужной толщины, разметить по торцам форму треугольников, провести риски по пластинам, распилить и острогать пропиленные стороны. Когда требуются пятигранные бруски, то лучше всего заготовить квадратные или прямоугольные и набить на них треугольные. При выстругивании каннелюр-желобков применяют струги-галтели.


Их не вырезают из целой заготовки, а выполняют из отдельных деталей (строгают, выпиливают, высверливают).

Из подготовленных деталей собирают задуманный узор, скрепляя заготовки гвоздями. Если форма розеток эллиптическая, то сперва надо построить эллипс, разделить его на части (8, 10, 16, 20 частей) и по ним располагать отдельные элементы.

Для их украшения могут применяться различные орнаменты. На рисунках показаны самые доступные варианты, составленные исключительно из геометрического орнамента. Форма и размеры отдельных элементов могут варьироваться а зависимости от величины оконного проема и общего решения декоративного оформления дома.

Для оформления домов широко применяются всевозможные карнизы, простой и сложной формы. Они могут состоять из геометрического, растительного и комбинированного орнамента. Чаще всего их делают ажурными и выполняют высверливанием, выпиливанием, выдалбливанием, вырезанием.

Они бывают разными: вокруг крыльца, беседки, террасы, а также общее — вокруг усадьбы. Высота ограждения первого типа до 1 м, второго — от метра и выше. Чаще всего на них идет штакетник, бруски, доски (на сплошные идет больше материала, на разреженные — меньше). Декоративные элементы на них проще, чем на доме, но в целом ограда прекрасно дополняет общий наряд жилища.

Ключевые теги: мастерская, резьба по дереву, деревянные узоры

Другие новости по теме:
Просмотров: 34335   Автор: fenris 20-04-2011, 23:16    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Узор для карнизной доски Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: www.comgun.ru

Тайная геометрия

Геометрическая резьба — самый древний оформительский тренд, известный человечеству еще с дохристианских времен. Кроме хорошего глазомера и уверенной руки, он не требовал от мастера ничего. Даже специального инструмента: нанося орнамент, резчик мог обойтись обычным ножом. Как правило, такой резьбой украшали небольшие предметы, которые превращались в оберег. Дело в том, что самые простые узоры в виде геометрических фигур были символами стихий и явлений. Размещая их в определенном порядке, древние мастера старались уберечься от сил природы или, наоборот, призвать их на помощь. Такие узоры были своего рода магической книгой для тех, кто умел их читать. Розетка с лучами или просто круг призывали в дом благодать Солнца. Вырезанные ромбы должны были даровать хозяину силу и мощь. Узор из треугольников, нанесенный на примитивную фигурку коня, должен был принести здоровье всему домашнему скоту. В дальнейшем редко кто из резчиков использовал геометрическую резьбу по языческим заветам — с необходимым числом заклинаний и количеством взмахов ножа. Но предметы, украшенные таким образом, и сейчас можно отыскать в северных деревнях.

С корабля на бал

У нижегородской глухой резьбы, пожалуй, самая интересная история. На дома она перекочевала прямо с Волги-матушки. Такую резьбу называют еще «корабельной», ведь именно ею украшали расшивы — суда, на которых по Волге переправляли множество товаров. Расшивы издавна покрывали самой причудливой, самой искусной резьбой. Исследователи считают, что у этой тяги к прекрасному было самое что ни на есть практическое обоснование.

Начиная с конца 1740-х годов целая серия царских указов запрещала использовать где бы то ни было доски, тесанные топором. Лес тогда — главный ресурс, его берегут и экономят, ведь чаяниями Петра I вокруг всех крупных городов леса выкосили чуть не до нитки. Плотникам велят бросить топоры и браться за пилы. Поскольку «из одного бревна пиленых досок может быть пять, а по крайней мере четыре или три доски, а топорных одна или по нужде две выходит». Судовладельцев это не могло радовать: считалось, что именно доска из-под топора наиболее пригодна для кораблестроения. Сильный удар как бы запечатывал волокна дерева, и такая доска становилась для воды неуязвима. А пиленые доски «мочалились», «подпускали воду». Однако из-за не тех стройматериалов можно было попасть не то что под санкции, а даже и под репрессии: штрафы, изъятие, битье кнутом.

Но на Руси, помимо декоративно-прикладного, всегда хорошо было развито искусство уклоняться от драконовских указов из столицы. Есть версия, что «топорные», тесаные доски на купеческие расшивы все равно брали, ставили их на самые важные части. А затем щедро маскировали эту «санкционку» великолепными резными узорами: поди знай теперь, пиленая это доска или тесаная.

Когда срок службы судна подходил к концу, его продавали на слом. Резные доски всегда были в цене — команда разбирала их для украшения собственных домов. А дальше по Волге пошли пароходы. И целые плотницкие артели, проклиная «чертовы расшивы», в одночасье лишившие их приличного заработка, разбрелись по губернии, предлагая хозяевам отделку домов в хорошо узнаваемом стиле, с фантастическими «фараонками» и невиданными на волжских берегах львами. Настоящие мастера тесали их топором. Какими бы инструментами ни пополнялся плотницкий арсенал, все же новомодным рубанкам и фуганкам далеко было до чистой «топорной» работы. Не зря тогда любили приговаривать под руку начинающему: «Фугуй, Ванька, тятька топором исправит!»

Деревянные кружева

Но в XIX веке, когда на рынке появились неизвестные ранее тонкие доски фабричной работы, руки, привычные к топорам, все же взялись за пилы. Заранее намеченные на плоской поверхности узоры выпиливались или высверливались, превращая деревянные доски в кружевную шаль. Расцветали на наличниках цветы, переплетались на ставнях стебли, глаз радовался, искусствоведы морщились. Пропильная изо всех видов резьбы по дереву, была, пожалуй, наиболее обижена вниманием серьезных исследователей. Сейчас трудно понять, чем она заслужила такую немилость. Но логика была такая: в пору расцвета фабричного капитализма все исконное и природное в крестьянском дизайне вдруг стало шаблонным и пошлым. Даже в тридцатые годы, когда энтузиасты бросились фиксировать и спасать от забвения образцы глухой резьбы, на великолепные пропильные украшения смотрели презрительно: никакой, мол, самобытности, одна «отвратительная мещанская прорезь». На защиту встали этнографы: понадобилась их вдумчивая, многолетняя работа, чтобы признать за этим вариантом декора право считаться частью русского национального искусства.

Кудрявые узоры

Зато вот уж от чего любые критики всегда были в восторге, так это от знаменитой «кудринки». Еще бы: этот вид резьбы расцвел под покровительством признанных художников «мамонтовского кружка», устроивших в Абрамцеве, усадьбе мецената Саввы Мамонтова, столярно-резчицкую мастерскую. Один из учеников открыл в своем селе, Кудрине, собственную мастерскую, где работали над абрамцевскими заказами. Там и сформировались основы нового стиля. Успешно совпав с тогдашней модой на все исконно русское, новая резьба совместила в себе и старинную плоскорельефную, и совсем древнюю геометрическую. Веточки, завитки, розетки, заставки первопечатных книг, эскизы Елены Поленовой, учившейся в Париже и сумевшей добавить старинным русским орнаментам гламурного шику, — все это декоративное богатство превратило «кудринку» в заметное явление. До сих пор этот вид резьбы считается одним из самых популярных в России и входит в учебные стандарты при подготовке профессиональных резчиков по дереву.

Источник: www.culture.ru

Резные лобовые доски в деревянном доме

Однако используя даже самую качественную сосновую доску, трудно вырезать в дереве достаточно сложный орнамент. Традиционно применяемые технологии, инструменты и материалы, не позволяют сделать сложный узор по многим причинам. Слишком ажурный орнамент может привести к тому что доска треснет и часть орнамента отвалится при монтаже или по прошествии времени.

Фото мишки на фоне бани из сруба, подведенной под крышу с отшлифованными и покрашенными стенами
Что еще может украсить рубленый дом или баню? Конечно же резные фигуры животных и столбы. Историю создания вот такого симпатичного мишки (подробнее …), а заодно и всего строительства этой бани можно прочесть в цикле статей здесь.

Плохо просушенная доска или некачественная древесина может загнить, даже если ее обработать антисептиком — карниз крыши сильно мокнет в дождливое время. Но так или иначе, со временем, под действием солнца, воздуха, мороза, влаги, микроорганизмов, ветровая доска трескается, ее ведет, гниет и приходит в негодность. Своевременная окраска спасает древесину но не надолго.

ветровые доски в деревянном доме

Орнамент фрезеруемый в многослойном материалы таком как фанера, намного более долговечен. Обработанная антисептиком и покрытая современными лаками или красками фанера устойчива к внешним факторам (влага, солнце, мороз и пр.).

резные наличники в деревянном доме

Как пример — резная ветровая доска (фрагмент) из оргтекла толщиной 1 см, с торцевой подсветкой, цвет свечения может быть синий, красный, оранжевый, белый, зеленый, цвет статичный или может меняться от одного к другому. Автомат включит подсветку коттеджа в зависимости от освещенности снаружи дома. Потребление минимально, примерно 50 Вт, зависит от количества источников света и их цвета. Гарантийный срок эксплуатации подсветки без замены источников света (не требует обслуживания 5 — 7 лет).

Трехмерная фрезировка в украшениях рубленого дома
украшение деревянного дома - красивая резьба

Точность исполнения настолько высока, что позволяет стыковать изделия практически бесшовно.

Источник: spbrb.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.