Игровая мотивация


Игровая мотивация

Сначала главная новость – Coursera скоро будет доступна с субтитрами на русском, и первый курс как раз геймификация Кевина Вербаха.

Теперь про саму тему. На прошлой неделе я побывал специальным гостем на мероприятии по геймификации, и ниже расскажу о нём с примерами из близких мне настольных игр.

Вообще, игрофикация или геймификация — это когда игровые механики накладываются на что-то в реальной жизни. В СССР, например, были соревнования смен, доска с лучшими работниками и так далее — всё это хорошие добрые игры, когда работа идёт не ради плана, а ради того, чтобы доказать свою крутость или просто поучаствовать в процессе. Ещё примеры:

  • Хабр. Карма, рейтинг плюс наши бейджи и инвайты: они создают дополнительную мотивацию писать посты.
  • Террористы. На самой лекции также говорилось, что боевики в Аль-Каиде проходят несколько уровней своего рода игры, каждый из которых разблокирует новые возможности в организации.
  • Обучение. Там же приводился пример про школу, в которой все в начальных классах стали играть роли в экипаже космического корабля. Учиться стало интересно уже не потому что так надо, а потому, что это помогало проходить сюжет.

Про главное

Самое главное в геймификации – это создание фана. Важно чтобы играть было интересно. При этом никто не знает чёткой модели успеха, нужно тестировать всё-всё-всё. Кевин говорил про Rovio — они попали с птичками аж с 52-й попытки, и всё ещё не могут повторить успех, хотя сделали ещё несколько подходов к снаряду.

За время развития геймификации как научного направления удалось выделить основные качества хорошей модели: это путь игрока, мотивации, баланс, социальное взаимодействие, загадки, сюрпризы, обратная связь и тесты.

Кривая роста игрока

Первое – важен продуманный путь игрока, ведущий его от знакомства с игрой к мастерству. Тут я не удержусь и покажу вот эту картинку:

Игровая мотивация

Кевин рассказал, что применил это для своего курса. Обычный образовательный процесс — это уровни-юниты одинаковой сложности и «боссы» в виде экзаменов или зачётов. Он сделал постепенное повышение сложности — сначала просто, потом сложнее, потом совсем сложно, потом отдых, затем — сильный босс, и в финале чуть полегче. Говорит, это помогает проходить курс как минимум в 2 раза большему количеству студентов.

Самая интересная кривая роста, пожалуй, в шахматах. 5 минут на объяснение правил – и десятки лет на то, чтобы совершенствоваться.

Продуманная работа с мотивациями игроков

Есть 4 основных «профиля»:


Игровая мотивация

Киллеры — это сильно замороченные манчкины, те, кто сидят в первых строчках рекордов. Они же — самые упёртые гики игры. Ачиверы — это те, кто любят исследовать всё вокруг, но делают это отчасти ради медальки. Исследователям просто нравится ходить, смотреть и трогать, идеальный типаж для квеста. Социализаторы — это те, кто любят общаться.

Перенося на наши настольные игры, киллеры — это те, кто любит выигрывать любой ценой. Ачиверы больше любят побеждать красиво, плюс стараются доводить всякие исследования типа дерева наук до конца. Исследователи ценят сеттинг и арт. Социализаторы — идеальные игроки настольных игр на вечеринке, где уровень настроения зависит от личностей других игроков. Сама игра как механика при этом для них не очень важна.

Грамотный баланс

Здесь в целом всё понятно. Если маги круче воинов, то за воинов никто не будет играть. Или если есть ствол, которым можно ваншотить босса, то все будут пользоваться только им — соответственно, игра пострадает. Хороший баланс — часть любой механики.

У нас в настолках баланс ещё означает, что игра должна прощать ошибку игрока в начале партии и пару мелких ошибок в середине.


Социальное взаимодействие

Чем лучше игроки между собой общаются, тем, как правило, лучше игра. Чтобы игроки общались между собой, нужно давать им инструменты внутри игры. Например, заставлять вместе валить одного крупного босса.

Более сложный пример: представьте некую несуществующую настольную игру про гонку космических кораблей. Механика первого уровня — просто строительство своего корабля и сравнение очков в конце игры. Второй уровень добавляет небольшое взаимодействие по ходу — например, нужно строить из общего пула ресурсов, что означает конкуренцию за них. Третий уровень — это ещё и взаимодействие во время гонки, например, подбрасывание «сюрпризов», взаимопощь и так далее.

Загадки

Игрокам нравятся небольшие загадки, которыми можно привлечь внимание. Например, Кевин сказал, что у него в лекциях каждый раз разный фон, и если сопоставить все эти фоны, можно составить секретное сообщение. Часть студентов ощутила благодаря этому мотивацию досмотреть до конца.

В настольных играх с собираемой декой игроки часто уходят в глубокую аналитику, чтобы собрать нечто на пару процентов эффективнее, чем раньше.

Сюрприз

Что интереснее — получить 100 рублей с гарантией 100% или 10 тысяч рублей с вероятностью 1%? Как выяснилось, большинству куда больше нравится второй вариант. Как следствие, которое можно наблюдать — вал конкурсов за репост Вконтакте, где сотни людей спамят в ленту друзьям, пытаясь выиграть приз.


У нас есть игра «Шакал», где нужно разведывать остров, переворачивая квадраты, из которых состоит карта. Взрослым в этой игре нравится стратегическая глубина, а вот у детей просто горят глаза от восторга каждый раз, когда переворачивается ещё фишка – может, наконец, тут старый пират спрятал своё золото? Арррр, да!

Обратная связь

Это штука, которая показывает, что игрок делает всё как надо. Самый простой пример — у одной соцсети люди не заполняли профиль до конца. Они за пару часов прикрутили прогресс-бар заполнения профиля — и дополнительные 20% участников заполнили профили, потому что им захотелось добить индикатор до 100%.

Тесты

Тут тоже всё понятно. Сотни тестов с живыми людьми, и при этом — не вашими друзьями, а разными будущими участниками.

Дальше Кевин начинает приводить примеры кейсов. Если интересно — в каждом надо разбираться, а для этого лучше послушать курс на Курсере, тем более, что он теперь русский.

Потом он предпринял героическую попытку продать свою книгу, а затем ему стали задавать вопросы типа «Можно ли геймифицировать жизнь». Пожалуй, самый интересный вопрос – про негативные факторы геймификации. Это, например, когда процесс типа вождения совмещается с игрой, и в погоне за ачивкой водитель сбивает пешехода. Ответ – нет, не все процессы подходят для переноса в игру.


И второй момент – ключевая сила игры в том, что награды будут интересными. Например, 4sq – соцсеть, где многие люди чекинятся ради бейджей. У них в какой-то момент наметился спад чекинов за медальки. Дело в том, что наград стало слишком много, и охотиться за ними уже утомительно. Люди смотрят на них, понимают, сколько сил потратили – и так же понимают, что эти бейджи ровном счётом ничего не значат в реальности. Награда перестаёт быть стимулом, и мотивация заканчивается. Соответственно, очень важно отследить момент, когда стимул идёт на спад – и тут же придумывать что-то ещё в игре.

Источник: habr.com





Упражнение «Путаница»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

ГБПОУ КК ЕПК

Картотека по психологии

На тему: «Игры по развитию мотивации»

Подготовила

Студентка Ф-42 группы

Дрыгина Анастасия

г.Ейск 2018 год

Упражнение «Дюжина»

Цель упражнения: «Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Описание упражнения: Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры.

Обсуждение: Какие умения, с точки зрения участников, развиваются в этом упражнении?

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Вопросы:

Какой человек выглядит симпатичнее?

На кого ты сейчас похож?

В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

На кого ты хотел бы быть похож?

Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

Упражнение "Работа над ошибками".

Проанализируйте неудачу, которую вы пережили в прошлом. Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, что полезного вы приобрели в результате этой неудачи (опыт, качества характера, понимание каких-то процессов в жизни и т.д.). Подумайте, что стало для вас возможным в результате пережитой неудачи?

Упражнение "Самомотивация"

В нескольких словах опишите вашу обычную работу или обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Как бы вы могли мотивировать себя для выполнения этой работы?

Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить:

А — на работе

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Б — дома

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Если я выполняю, в конце концов, эту работу, то я нахожу в ней следующие преимущества:

А

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Б

_______________________________

_______________________________

_______________________________

1. Настраивайтесь на положительный итог.

2. Преуменьшайте проблемы.

3. Приступайте к работе сразу.

В основном я не могу свыкнуться с этим видом деятельности:

А

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Б

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Акцент на положительном аспекте защищает от мрачного пессимизма, от опасений, настраивает на успех.

Упражнение "Начать действовать".

Если вы постоянно откладываете на неопределенный срок выполнение какой-либо работы, то вам необходимо регулярно себя мотивировать: заставить себя приступить к работе и поверить в то, что эта работа незаметно заинтересовала вас. В этом случае мотивация связана с первым толчком к началу работы, а не с самой работой.

Попробуйте мотивировать себя, занимаясь рутинным и надоевшим делом: написанием длинного делового письма, разработкой презентации, чтением сложной специфической книги, и т.д.

Сядьте за стол, возьмите все, что вам понадобится для выполнения работы. Затем сосредоточьтесь на начале; на первом шаге, который вы делаете, приступив к работе. После вы уже просто доведете работу до конца. Вы заметите, еще сидя за работой, что вас охватывает приятное чувство того, что с одним делом на сегодня вы покончили.


Упражнение . Части моего «Я».

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

Упражнение . «Мой дракон»

У каждого из нас есть свой дракон. Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности. Придумать историю о том как каждый будет сражаться со своим драконом.

Упражнение . «В поисках смыслов жизни».

Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3. Как я отношусь к тому, как я живу?

4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большин­ства ребят. Можно обсудить, почему?

Упражнение . «События моей жизни».

Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Вре­мя» — указываются годы жизни, не только про­шедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость собы­тий жизни, которая отражается высотой разно­цветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обо­значаются события прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего.

Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизнен­ных целей указывает отсутствие или малое коли­чество зеленого цвета.

Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких уда­ров судьбы ожидаете?

Упражнение . «Представление о времени»

Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается зада­ние нарисовать этот объект, обозначив на рисун­ке прошлое, настоящее, будущее и точку време­ни, в которой они находятся на момент его создания.

По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.

Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?

Игры на развитие быстроты

 «Мышеловка»

цель: развитие быстроты

описание:

Дети делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же,

плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными.

 

«Солнышко и дождик»

цель: развитие быстроты

описание:

дети действуют по команде воспитателя. Солнышко дети бегают по площадке, а дождик дети бегут к воспитателю под зонтик.

 

ГБПОУ КК ЕПК

Брошюра «Игры по развитию

двигательной активности»

Игровая мотивация

Подготовила

Студентка Ф-42 группы

Дрыгина Анастасия

г.Ейск 2018 год

Игры на развитие гибкости

 

«Туннель из обручей»

цель: развитие гибкости у детей

описание:

Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

«Летающий мяч»

описание:

Игроки встают в круг. Их задача — перекидывая мяч, не дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.

  Игровая мотивация

Игры на развитие ловкости

 

«Горячая картошка»

цель: развитие ловкости

описание:

Дети становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик)

 

«Хвост дракона»

описание:

дети встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию (как бы образуя дракона). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона не должны расцепляться.

 

Игры на развитие выносливости

 

 «Паровозик»

цель: развитие выносливости описание:

Игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего первый игрок бежит дистанцию. Когда он возвращается к команде, за него цепляется следующий игрок, и они бегут дистанцию вместе. Действие повторяется, пока все участники команды не пробегут дистанцию, сцепившись в паровозик. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

 

«Кто сильнее?»

описание:

Игра проводится в парах. Игроки занимают позиции по разные стороны от средней линии. Задача игроков — перетянуть за руки противника на свою сторону. Тот игрок, который заступает за черту соперника, проигрывает

 

Игровая мотивация

Игры на развитие силы

 

«Удочка»

цель: развитие силовых способностей

описание:

Дети стоят по кругу

Воспитатель — в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. 

 

«Перелёт птиц»

описание: 

дети находятся в одной стороне площадки.

С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стенка).

По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, спасаясь от бури.

Источник: multiurok.ru

Мужчинам – разрушение. Женщинам – колектеблсы

1. Мужчины чаше всего играют в игры ради конкуренции и разрушения

Зачастую основным мотивом для геймеров мужчин является чувство конкуренции или соревнования [дуэли, матчи], а также желание разрушения [использование разного оружия для убийства и разрушение окружении в игре, нанесение увечий]. Наименее мужчин интересует в играх исследование игрового мира, а также наличие сильного персонажа.

Игровая мотивация

2. Женщины играют ради использования фантазии и полного прохождения [завершения]

В понятие «завершение» исследователи вкладывают, что женщинам интересно коллекционирование и желание пройти игру полностью. Фантазию же можно сравнить с ассоциацией себя с персонажем, и для женщин возможность побыть в игре тем, кем ты не являешься в жизни – второй главный мотив к игре. А вот тяжелые уровни сложности, игровые вызовы и быстрый темп им чужды.

Игровая мотивация

Пока что всё складывается так, что эти характеристики совпадают с гендерными стереотипами. Однако конкретно здесь не берется в учет возраст, играющий большую роль.

Такие разные вкусы

3. Женщины более стабильны в том, что им интересно, а мужчины – нет

Смотря на эти два графика можно заметить, что интересы мужской половины геймеров намного трудней обобщить чем у женщин. Взглянув на топ 3 мотивов у каждого пола можно увидеть, что интересы геймерш намного легче охватить, когда у геймеров всё наоборот. Так, например, топ-3 составляют чуть более трети мужчин-геймеров (на 36,2%), тогда как топ-3 для женщин охватывают почти половину геймерш (на 47,7%).

Игровая мотивация

При этом неизвестно, почему всё именно так. Скорее всего, говорят исследователи, это связано с тем, как женщинам продают игры и тем, как оба пола подходят к геймплею в целом.

Также можно сделать вывод, что значительному числу мужчин, а именно 63,8% служат мотивом для игр не только конкуренция и разрушение, а например, фантазия и завершение, на ряду с женщинами.

4. Интересы небинарных людей еще легче охватить

Общий процент людей, которые не причисляют себя ни к одному из полов в опросе составил 1,1%, что в переводе на цифры — 2819 респондентов.

Для таких людей главным в играх остается дизайн персонажа и фантазия. Возможность стать кем-то другим и создание своего собственного уникального игрового аватара. Грубо говоря, небинарные люди – те самые игроки, которые готовы часами проводить за созданием персонажа в редакторе.

Игровая мотивация

Разница между наиболее распространенной и наименее распространенной первоначальной мотивацией составляет 8,5 (т.е. 22,0% / 2,6%). И топ-3 мотивации покрывают 50,2% всех небинарных людей.Учитывая, что небинарный пол является всеобъемлющей категорией, охватывающей большой набор меток гендерной идентичности, самым удивительным в этой диаграмме является то, насколько непротиворечащим оказался их профиль коллективной игровой мотивации.

Игровая мотивация

Олдфаи и ньюфаги – вечное противостояние

Несмотря на постоянные шутки про молодых и взрослых игроков, возраст отражается на их мотивах, а не только на вкусах, оказуаливании и синдроме утёнка.

5.Молодые геймер(ши)ы более склонны к разрушению и конкуренции

Так, молодые игроки [13-25 лет], как и в случае с первым графиком, мотивируют себя играть желая увидеть сочный боевой геймплей с разрушением и ощутить дух соревнования, а вот исследование игрового мира занимает у молодых геймеров последнюю позицию. И это самый большой разрыв в целом в исследовании.

Игровая мотивация

6. У олдфагов огромный разброс интересов

У всех геймеров возраста 36+, наоборот, первые 4 мотивации, можно сказать, идут нос к носу. Самые главные – Фантазия и Полное прохождение, а также их догоняют тяга к разрушению и стратегическое планирование. А вот меньше всего взрослых геймеров интересуют вызовы, которые предлагает игра и интенсивный, быстрый геймплей. Объяснены такие кардинальные различия тем, что с возрастом интерес к конкуренции пропадет, зато появляется тяга к развитию.

Игровая мотивация

7. Полное завершение игры – мотивация с самым низким риском и с наибольшим вознаграждением

Как можно увидеть из графиков, желание пройти игру полностью и открыть в ней все, что она может предложить всегда находится в ТОП 3 практически для любой группы возрастной /гендерной /социальной группы. Так, мотивация пройти игру полностью, собрать что-то или получить все достижения обладает самым низким риском и наиболее высокой наградой.

Игровая мотивация

Это помогает объяснить, почему игры с акцентом на коллекционирование, такие как Pokemon Go, могут быть настолько привлекательными для разных демографических сегментов, особенно когда эти игры также избегают более популярных мотивов и трендов, таких как конкуренция.

Источник: www.playground.ru

КРУГЛЫЙ СТОЛ

СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ

В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место проведения: МБДОУ ЦРР д/с № 38

Дата проведения: 2015 г.

Разработала: Полунина . зав. по УВР.

Круглый стол предполагает равную работу всех участников заседания.

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в вопросе игровой мотивации детей в разных видах деятельности

Задачи:

Систематизировать знания педагогов о методах и приемах вовлечения детей в различные виды деятельности

Повысить творческий потенциал педагогов

Побудить педагогов использовать в практической деятельности приемы игровой мотивации детей

Введение:

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение имеют игровые формы обучения и воспитания.

Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

I часть: Теоретическое обоснование проблемы

Что такое игровая мотивация?

Мотивация –(от лат. приводить в движение, толкать)

1.Побуждение к деятельности.

2. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Для чего вообще нужна мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация определяет “программу” игровых действий.

При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий или творческих заданий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания, стимулировать познавательную активность детей.

Игровые методы, упражнения, используемые в работе педагогами, позволяют решить сразу несколько задач:

·  Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

·  Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

·  Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

·  Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

·  Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:

показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?

-упрямство

-плохое настроение

-плохое самочувствие

-неинтересно

-трудно не по возрасту

-плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)

-недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.

Чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело?

Следует использовать такие приемы:

На первом плане стоят эмоции. это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. например: педагог (во время сборов на прогулку. летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. а зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Практическое задание:

(назовите и впишите свои варианты примеров в указанные графы схемы)

·  словесная мотивация (только по словесному указанию, постановка проблемы)

(прием соревнования, постановка проблемы, просьба, похвала-хула)

·  предметно-действенная мотивация (внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия, с которым в дальнейшем ребенок будет действовать)

(письмо, сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочки, плакаты)

II часть: Практическое применение технологий

Работа в микрогруппах

Участники группы – выполняют роль воспитателя, остальные педагоги – «дети». участникам группы предлагается самостоятельно выбрать любой вид деятельности дошкольников заданного возраста и обыграть выбранную ситуацию с педагогами-«детьми». От каждой группы – одна игровая ситуация.

III часть: Обмен опытом

Решение Педагогических задач

Уважаемые педагоги! Вспомните из своей практики ситуацию(одну), в которой дети поставили Вас в тупик (режимные моменты, занятия, праздник и т. д.). Как вы разрешали данную проблему?

Дать педагогам 5 минут для того, чтобы записать наиболее интересные моменты практикума.

Предложить педагогам создать брошюру «Полезные советы для взрослых. Как вести себя в нестандартных ситуациях»

формулировка советов общая для всех: «Если ребенок делает _____________, я ___________»

Заключение:

рефлексия, визуальное закрепление материала

ВИЗУАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(в незаполненные поля вставьте недостающие словосочетания)

*  Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это _______________________________________________________________.

  Обучение детей должно быть ___________________________________, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

  Цель мотивации – вызвать у детей ______________________________, создать ___________________________________________, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение ___________________________.

  Мотивация, основанная на прямом речевом указании — ____________________________________________________________________.

  Предметно-действенная мотивация подразумевает __________________

_____________________________________

Ответы:

1.  Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это мотивация.

2.  Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

3.  Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

4.  Мотивация, основанная на прямом речевом указании – словесная мотивация

5.  Предметно-действенная мотивация подразумевает внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия

Источник: pandia.ru



В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: развитие, мотивация, интеллектуальная игра

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы ставит перед педагогической наукой ряд важнейших задач. Одна из них — обеспечить разработку вопросов, связанных с повышением качества знаний школьников и подготовкой их к производительному труду. В этой связи особое значение приобретает решение проблем формирования учебной мотивации школьников, т. к. она является одним из важнейших условий успешности их обучения и активизации познавательной деятельности.

Положительное отношение к учению оказывает существенное влияние на формирование личности младшего школьника. Под его влиянием активизируется мыслительная деятельность ребёнка, формируется устойчивый интерес и складывается стабильная позитивная мотивация учения. Положительное отношение к учению проявляется в познавательной и социальной активности младшего школьника, в адекватно сформированной позитивной самооценке и благоприятном эмоциональном состоянии ребёнка.

Над изучением проблем развития положительной учебной мотивации работали такие известные педагоги и психологи, как Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. К. Макаров, М. В. Матюхина и др. Ими было установлено, что для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов наиболее сензитивным является младший школьный возраст. В связи с этим одной из актуальных проблем является поиск наиболее эффективных средств развития учебной мотивации младших школьников. [1]

Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особую роль значимым является интерес. Интерес играет важную роль в мотивации успеха.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. Божович при анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) выделил широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. [7]

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальской психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Поведение, как К. Левин объяснял, исходит из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временный микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организм — среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций. [7]

В теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и ее направление.

В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

– Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждение, где осуществляется учебная деятельность;

– Организацией образовательного процесса;

– Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

– Субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

– Спецификой учебного предмета.

Эмоциональный компонент очень важен для повышения уровня мотивации ученика. Поощрять самостоятельность, обращать внимание и постоянно отмечать активность каждого ученика, удачный ответ, правильный способ выполнения задания, оригинального решения. Оценку выполненной работы давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах, свидетельствовала бы даже о небольших достижениях в учебе и настраивала на познавательную активность. На уроках и в повседневном общении строить доброжелательные открытые отношения с учащимися.

Наблюдения за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребёнок пришел в школу, то он должен делать то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д.

Из ранее изложенного, становится ясным, что среди основных задач, ставших перед современной школой и перед учителем в частном. Нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся младших классов устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорному систематическому учебному труду. Очевидно, что при отсутствии такой мотивации у школьников учебно-воспитательный процесс не достигнет должного.

В связи с этим, вполне правомерно встаёт вопрос о поиске наиболее оптимальных, эффективных средств развития мотивации учения младших школьников. Одним из таких средств мы считаем интеллектуальную игру, т. к. благодаря тому, что у учащихся начальных классов сохраняется потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство развития их интереса к учению. По Фребелю, детская игра — «зеркало — жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра — мостик от внутреннего мира к природе». Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьника, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, — отмечал он — игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации. При использовании способа общения, где учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически — оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений. Каждая игра будет иметь близкий результат (окончание игры) и стимулировать учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других), когда используются способы познавательного мотива. Если в игре присутствует хотя бы один из способов мотивации, то игра приобретает форму соревнования. Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. [4]

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры. Педагоги выделяют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

1 группа — предметные манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки — предметы — дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

2 группа — игры творческие, сюжетно- ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры: «Счастливый случай», Что? Где? Когда?» и т. д. Данные — важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

3 группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей — это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное — знать предмет.

4 группа — строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

5 группа игр, интеллектуальных игр — игры — упражнения, игры — тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. [5]

Следует отметить, что «что в игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательную». Так, исследователями установлено, что в процессе игры интерес учащихся к ее познавательному содержанию начинает преобладать над интересом к ней самой. Дети уже не ограничиваются сведениями о круге явлений, с которыми можно познакомиться в процессе игры, они стремятся активно овладеть новыми понятиями, связанными с игровой деятельностью. Теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений и мотивов, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развились в процессе игры. Д. Б. Эльконин пишет по этому поводу, что «центральным моментом дидактической игры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности. В результате претерпевает изменения вся деятельность в целом. То, что служило лишь условием игры и второстепенным элементом деятельности, приобретает для ребенка более содержательное значение, все более и более не зависящее от игры».

Следовательно, дидактические интеллектуальные игры создают благоприятные условия для усвоения детьми знаний и способствуют развитию познавательных интересов. [5]

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции учения школьников. М., 1984.
  2. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении /М. Ю. Бабанский — М., 1989
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л. С.// Вопросы психологии. — 1966.
  5. Газман О. С., Харитонов Н. Е. В школу — с игрой. / Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов /Зубков Т. И. — Екатеринбург, 1993.
  7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991.

Источник: moluch.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.