Лестница в ватикане


История

Начало музейной коллекции положил Папа Римский Юлий II, когда в 1503 году перевез в один из ватиканских дворцов обнаруженную в конце 15-го столетия статую Аполлона Бельведерского. Тремя годами позже к ней присоединилось еще одно произведение искусства — скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья», созданная древнегреческими скульпторами в 1-м веке до нашей эры.

Этот артефакт нашли при раскопках в виноградниках древнего поселения на одном из холмов Рима. Папа тут же отправил доверенных людей, среди которых был Микеланджело Буонарроти, для покупки шедевра. И когда скульптурная группа прибыла в Ватикан, к ней открыли всеобщий доступ.

Дело Юлия II продолжили взошедшие за ним на папский престол Климент XIV и Пий VI. Их вклад в развитие музейной коллекции был настолько велик, что в память об этих двух понтификах даже назвали один из музеев. После в течение сотен лет экспозиция неустанно пополнялась, строились новые здания и дворцы — Сикстинская капелла в 15-м веке, башня Боржиа в начале 16-го столетия. Последними были открыты появившиеся уже в 20-м веке Исторический музей и Музей современного религиозного искусства.

Что посмотреть туристу


Сикстинская капелла

Эта часовня — самый известный и самый впечатляющий объект ватиканского музейного комплекса. В течение веков именно здесь проходят выборы нового Папы Римского, и уже это выделяет ее из ряда других. Но, помимо того, она представляет собой настоящее произведение искусства благодаря уникальной росписи стен.

Свое название построенная в 15-м веке капелла получила от имени Папы Сикста IV, для которого и была возведена. А всеобщую известность ей принес Микеланджело, что украсил фресками стены и потолок здания. При этом сам мастер пытался отказаться от работы, скромно заявляя, что не считает себя художником, однако именно его творения привлекают сюда миллионы туристов. Среди 9 сюжетов из Ветхого Завета на потолке часовни особо выделяется «Сотворение Адама», а на стенах — изображенный у алтаря «Страшный суд».

К сожалению, внутри Сикстинской капеллы запрещено делать фото, так что все ее красоты придется унести с собой лишь в виде воспоминаний.

Интересный факт: Микеланджело практически все фигуры на своих фресках рисовал обнаженными, однако позже их «одели» в набедренные повязки, чтобы соблюсти приличия.

Музеи Ватикана

Музей Пия-Климента


Эта экспозиция во дворце Бельведер, названная в честь двух понтификов, содержит древнегреческие и древнеримские статуи. Во внутреннем дворике в специальных нишах находятся известные скульптуры «Лаокоон и сыновья», Аполлон Бельведерский, Антиной (он же Гермес) и Персей. Последний был создан неоклассиком Антонио Канова после того, как войска Наполеона вывезли большую часть экспонатов в Париж.

Позже к коллекции присоединился найденный в 19-м веке мраморный Апоксиомен, который является копией скульптуры 1-го столетия. Для этого объекта выделен отдельный кабинет.

Музей Пио-Клементино содержит несколько залов:

  • Галерея статуй с двумя яркими достопримечательностями — Юпитером и Спящей Ариадной;
  • Галерея бюстов с десятками оригинальных античных бюстов и копий;
  • Зал животных с многочисленными древнегреческими и римскими статуями зверей;
  • Зал Ротонда (или Круглый зал), в центре которого красуется чаша-бассейн императора Нерона, а по периметру установлены античные статуи;
  • Зал греческого креста с древними мозаиками и скульптурами, а также гробницами дочери и матери римского императора Константина I;
  • Кабинет масок, получивший свое название из-за напольной мозаики 2-го века с изображением масок;
  • Зал муз со скульптурами 9 муз под предводительством Аполлона и знаменитым Бельведерским торсом — фрагментом статуи 1-го века до нашей эры.

Интересный факт: доподлинно неизвестно, кого изображает Бельведерский торс — возможно, это Геракл, Полифем или Аякс. Сохранилась лишь надпись, из которой мы знаем, что автором работы является афинский мастер Аполлоний. Этим бюстом в свое время восхищался Микеланджело и брал его за образец во время работы над Сикстинской капеллой

Пинакотека

В Пинакотеке Ватикана размещается около 460 полотен религиозной тематики, которые иллюстрируют собой развитие живописи от времен Средневековья до 19-го столетия. Изначально они были выставлены в папских покоях и открыты для просмотра в 18-м веке. Однако во время наполеоновских войн большая часть картин была вывезена во Францию, и обратно в музей они попали лишь спустя 20 лет.

В 1932 году для этой коллекции построили отдельное здание, где она находится и сегодня. В настоящее время кроме работ знаменитых художников Италии — Перуджино, Леонардо да Винчи, Джотто, Караваджо, Рафаэля — здесь хранится собрание византийских мастеров.

Музей Кьярамонти

История этого музея связана с именем Папы Римского Пия VII (светское имя понтифика — Луиджи Кьярамонти). Экспозиция занимает часть 300-метровой галереи, созданной Браманте для перехода из Папского дворца в Бельведер. Большая часть коллекции состоит из древнеримских бюстов и статуй, среди которых особо выделяется большая скульптурная композиция с богом Нилом. По речному богу ползают 15 младенцев — это символизирует подъем воды на 16 локтей, необходимый для того, чтобы река Нил напитала будущие поля.


Другим интересным объектом музея Кьярамонти является статуя императора Августа 1-го столетия нашей эры. Считается, что это точный портрет выдающегося правителя, который после смерти был причислен к богам. Также в галерее есть коллекция надгробных надписей, однако она закрыта для свободного посещения.

Светский григорианский музей

Как несложно догадаться по названию, эта часть музейного комплекса была основана Папой Григорием XVI, что правил Ватиканом в середине 19-го века. Здесь собраны экспонаты времен Древнего Рима: статуи, бюсты, гробницы и барельефы. Жемчужиной коллекции являются фигуры Марса и Афины — копии бронзовых скульптур древнегреческого мастера Мирона, жившего в 5-м столетии до нашей эры.

Григорианский музей этрусков

Папа Григорий XVI стал основателем нескольких музейных экспозиций, и Этрусский музей, расположенный во дворце Иннокентия VIII, считается одной из самых интересных. По богатству и разнообразию он мало чем уступает известному Museo Nazionale Etrusco в парке Вилла Боргезе. Вместе они представляют собой две крупнейшие коллекции произведений искусства этрусков в Италии.

Из особо важных достопримечательностей Григорианского этрусского музея можно отметить амфору с изображением игры Ахиллеса и Аякса, бронзовую скульптуру Марса, созданную за 500 лет до нашей эры, еще более древнюю карету, резной деревянный трон, собрание этрусского золота. Всего здесь 22 зала с воссозданной обстановкой храмов, статуями, военным снаряжением, предметами быта и т.д. Не меньший интерес представляет и сам дворец — он расписан фресками итальянских художников середины 16-го века Бароччи и Помаранче.


Григорианский музей Египта

Коллекцию предметов искусства и быта Древнего Египта начали собрать в этих стенах еще во времена Папы Пия VII, однако в отдельную экспозицию она превратилась лишь в 1839 году. Часть экспонатов, представленных в 9 музейных залах, попала сюда с раскопок в окрестностях Рима, часть была выкуплена у других владельцев.

В первом зале находится статуя Рамзеса II, скульптура египетского жреца 6-го века до нашей эры, а также другие статуи и каменные плиты с иероглифами. Второй зал посвящен древнеегипетским предметам быта, статуэткам Ушебти, ритуальным сосудам. Также в Египетском музее Ватикана собраны редкие папирусы, деревянные и каменные саркофаги, несколько мумий, разнообразные произведения искусства. Самые древние из экспонатов были созданы за 2 500 лет до нашей эры.

Два музейных зала посвящены римским копиям древнеегипетских статуй, а также артефактам из Сирии и Месопотамии античного периода.

Интересно: несколько скульптур египетских божеств имеют в своем облике характерные черты древнегреческих статуй. Например, фрагмент скульптуры Анубиса напоминает греческого Геракла, а мраморный Осирис очень похож на Антиноя. Это произведения римского искусства, найденные на вилле Адриана у Тиволи.


Музей современного религиозного искусства

Эта музейная зона — одна из самых молодых в Ватикане, ведь коллекция была открыта для публики лишь в 1973 году. Здесь находятся работы таких известных мастеров как Дали, Кандинский, Шагал, Пикассо, Ван Гог, Корбюзье и других. Большинство экспонатов появилось в музее в результате частных пожертвований.

Маршрут по этой экспозиции ведет от Апартаментов Борджиа к Сикстинской капелле и отображает все разнообразие искусства 20-го столетия.

Христианский музей Пия

Первоначально Пио-Кристиано, как еще называют этот музейный отдел, появился в Латеранском дворце Рима в середине 19-го века, и лишь позже переехал в Ватикан. Он был основан Пием IX вскоре после организации археологической религиозной комиссии. Первыми же экспонатами стали находки ранней христианской эпохи, которые ради их сохранности нужно было срочно вывезти с территории раскопок.

Сегодня здесь демонстрируются раннехристианские барельефы, элементы саркофагов, надгробные надписи, статуи. Жемчужиной экспозиции можно считать скульптуру Доброго Пастыря, что относится к 3-му веку и предположительно символизирует Христа.

Миссионерский этнологический музей


Этнологическая коллекция — еще одна из тех, что были основаны Пием IX в Латеранском дворце, а после переместились в ватиканские залы. В этом собрании артефактов, что были привезены миссионерами из разных уголков Земли, есть статуи богов, маски шаманов и другие предметы культа Океании, Африки, азиатских стран и обеих Америк. Всего здесь находится около 100 000 экспонатов, среди которых самыми интересными являются по всеобщему мнению скульптуры мексиканского бога Кветцалкоатля и полинезийского Туматауэнга.

Апостольская библиотека Ватикана

Библиотека, появившаяся еще в середине 16-го века, тоже является в каком-то смысле музеем, ведь здесь хранятся редчайшие экземпляры книг, рукописей и манускриптов. В их числе оригинальные письма Мартина Лютера, Микеланджело, Петрарки, записки Фомы Аквинского, папирус Бодмера (самый ранний вариант Евангелия от Луки), «Божественная комедия» с рисунками Боттичелли, а также напечатанная Гуттенбергом в 1450-х годах Библия и многое другое. Эта библиотека начиналась с относительно скромного собрания из 340 книг, но за века стала одной из самых крупных и влиятельных в мире. Самые ценные библиотечные реликвии представлены в Сикстинском салоне.

Помимо книг здесь можно увидеть кубки, иконы, распятия, металлические и глиняные лампы, античные фрески, монеты и другие старинные артефакты. Большая часть из них представлена в музеях светского и сакрального искусства, которые расположены на территории библиотеки.


Исторический музей Ватикана

Относительно новый музейный комплекс, основанный в 1973 году. В начале 90-х годов он был частично перенесен в Латеранский дворец, однако в Ватикане остался каретный павильон. В нем представлены практически все модели карет, повозок, паланкинов и автомобилей, на которых когда-либо передвигались понтифики. Также здесь можно увидеть старинные фото и документы, связанные с жизнью «государства в государстве».

План музеев
Карта Ватикана с музеями
Музейный комплекс Ватикана

Дворы Музейного комплекса Ватикана

Если посмотреть на схему музейного комплекса, несложно заметить, что он содержит два основных здания — Апостольский дворец и Бельведер, которые соединены двумя 300-метровыми постройками. Таким образом, образуются два больших внутренних двора. Первым появился Апостольский двор, что примыкает к Собору Святого Петра, второй же двор — Бельведер — возник после перестройки дворцов в конце 15-го столетия. Когда же в 1590 году возвели здание библиотеки, Бельведер стал разделен на верхний и нижний дворики.

Верхний дворик в Бельведере — двор Шишки или Пинии — получил свое имя из-за оригинального античного фонтана. Предполагается, что фонтанная система в форме большой шишки когда-то украшала храм Исиды вблизи Парфенона.


А в центре площади находится другая достопримечательность — так называемый «Золотой Глобус» или «Sfera Con Sfera», творение современного итальянского автора Арнольдо Помодоро. Эта инсталляция представляет собой огромный шар диаметром около 4-х метров, а точнее — две сферы, вложенные одна в другую и символизирующие нашу планету внутри Вселенной. Трещины на внутренней и наружной сфере по замыслу скульптора означают, что разрушая планету, мы негативно влияем на всю Вселенную.

Галереи Музеев Ватикана

Три большие галереи находятся в западном крыле, соединяющем Апостольский дворец и Бельведер. Кроме непосредственно экспонатов все они интересны уникальными потолочными фресками, которые можно рассматривать часами.

У каждой из галерей — своя тематика:

  • Галерея канделябров (музей Профано) — уставлена греческими и древнеримскими скульптурами, саркофагами, вазами, а также мраморными канделябрами 2-го века нашей эры. Большая часть представленных здесь статуй является ранними римскими копиями греческих работ времен эллинизма.
  • Галерея гобеленов (она же галерея Арацци) — представляет собой коллекцию из 10 гобеленов работы фламандских мастеров. Они были выполнены в Брюсселе в 16-м веке по мотивам картин учеников Рафаэля. Первоначально эти гобелены украшали Сикстинскую капеллу, и лишь к середине 19-го столетия под них была выделена отдельная экспозиция. Название Арацци у этого места появилось ввиду того, что именно так назывались тканые полотна с 14-го по 17-й век, когда слово «гобелен» было еще не в ходу.

  • Галерея географических карт — содержит 40 больших настенных карт с обозначением бывших владений католической церкви. Их автором является Антонио Данти, который создавал эти полотна с помощью своего брата Игнацио — известного географа и математика. На многих картах указаны не только города, но также крупные исторические события.
Музеи Ватикана на видео

Залы Апостольского дворца

Апартаменты Борджиа

В северном крыле Апостольского дворца, а именно — в покоях Николая V, часть комнат еще в конце 15-го века была отведена под личные апартаменты Папы Александра VI из могущественной и скандально известной династии Борджиа. Понтифик, будучи большим ценителем искусства, поручил внутреннюю отделку стен итальянскому художнику Бернардино Пинтуриккьо и его ученикам, которые за три года создали здесь множество уникальных фресок.

Шесть личных комнат Папы были названы впоследствии по мотивам этих росписей:

  • Зал сивилл с изображениями пророков;
  • Зал таинств, украшенный сюжетами 7-ми таинств веры;
  • Зал святых со сценами из жизни священномучеников;
  • Зал искусств, бывший кабинетом Александра VI;
  • Зал чудес веры с фресками по мотивам Ветхого и Нового заветов;
  • Зал понтификов, где некогда были портреты — увы, несохранившиеся до наших дней.

Интересно: Зал чудес веры недаром носит такое «говорящее» название — в 1500 году его деревянный потолок внезапно рухнул на собравшихся внизу людей, в числе которых был и сам понтифик. В результате было много погибших, однако сам Папа каким-то чудом уцелел.

Капелла Николая V

Часовня Николая V или Никколина находится неподалеку от залов Рафаэля, на верхних этажах башни Иннокентия III. Это одна из старейших комнат Апостольского дворца Ватикана, бывшая ранее личной капеллой понтифика.

Ее стены украшены фресками итальянского художника и монаха Фра Беато Анджелико. Верхний ярус настенной росписи посвящен жизнеописанию Святого Стефана, а на картинах нижнего яруса отображены ключевые события жизни Святого Лаврентия. К сожалению, алтарь часовни был разрушен и сегодня фрески остались в целостности лишь на трех стенах.

Залы Рафаэля

Одно из самых красивых мест ватиканских музеев — Станцы Рафаэля. Это три богато расписанные светлые комнаты в северной части Апостольского дворца, на этаж выше апартаментов Борджиа. Они появились по указу Юлия II, который взошел на папский престол после Александра VI. Новый Папа Римский не захотел жить в апартаментах предшественника и решил обустроить для себя другое жилье.

Рафаэль Санти работал над фресками в этих комнатах с 1508 года, однако ему часто приходилось переключаться на другие дела, и роспись продвигалась медленно. Полностью завершена она была уже после смерти мастера его учениками.

Станцы Рафаэля:

  • Станца делла Сеньятура — первая из комнат, над которыми работал Рафаэль, и единственная, выполненная полностью мастером (без помощи учеников). На стенах и потолке этого зала можно увидеть фигуры античных философов: Платона, Аристотеля, Сократа, Эвклида и других. Наряду с ними изображены и великие личности более поздних времен, а также современники художника, включая Леонардо да Винчи и Микеланджело.
  • Станца д’Элиодоро — второй зал, роспись которого была начата после окончания станцы Сеньятура. Фрески в этой комнате посвящены, в основном, религиозным событиям от времен Ветхого Завета до Средневековья. При этом самому Рафаэлю принадлежат лишь 4 «ветхозаветные» фрески на потолке.
  • Станца Пламени — свое оригинальное название эта комната, использовавшаяся для заседаний суда Ватикана, получила за счет фрески «Пожар в Борджо». Оформление данного зала практически полностью заслуга учеников Рафаэля, которые руководствовались в работе его эскизами.
  • Зал Константина — комната, примыкающая к Станцам Рафаэля, где можно посмотреть фрески с сюжетами из жизни императора Константина. Этот римский правитель попал на стены музеев Ватикана благодаря тому, что именно в период его правления христианство стало официальной религией в Риме.

Ложа Рафаэля

Длинная крытая галерея — лоджия Рафаэля — состоит из 13 секций, в каждой из которых мастером были написаны по 4 фрески. В первой секции представлены сюжеты из Нового Завета, во всех остальных — сценки из Ветхого Завета. Всего здесь можно найти 52 картины, которые часто называют «Библией Рафаэля».

Интересный факт: некоторые росписи из Лоджии Рафаэля можно увидеть в Санкт-Петербурге, если попасть в Эрмитаж. В конце 18-го века по приказу императрицы Екатерины II с итальянских фресок были сняты копии для петербургского музея.

Зал Кьяроскури

Зал Кьяроскури или «Зал попугаев», названный так из-за того, что в нем стояла клетка с попугаями, представляет собой помещение рядом с Сикстинской капеллой. Здесь Папа Римский переодевался и готовился к богослужениям или другим церемониям. Также эту комнату иногда называют «залом конюхов», что связано со следующим фактом: обязанность переносить папский трон, как правило, была возложена именно на конюхов, которые тоже находились в данной комнате.

Музей Люцифера

Самое интригующее и загадочное помещение в Ватикане, о котором ходят легенды. Эта музейная экспозиция появилась в 1933 году по инициативе Пия XI как собрание доказательств реального существования дьявола. Находится она в подвальных залах церкви Святого Сердца Мученика.

Что же можно увидеть в необычном музее:

  • Итальянский молитвенник 16-го века, прожженный в нескольких местах — согласно преданию, к нему прикоснулся сам дьявол.
  • Платье графини Сибиллы де Меркер середины 14-го столетия, которая, по легенде, столкнулась с сатаной во дворе собственного замка и умерла на месте.
  • Документ, найденный в сундуке на одном из пепелищ Берлина в 1946 году — он представляет собой договор между Адольфом Гитлером и… никем иным как Люцифером. Под необычным документом стоят две подписи кровью, одна из которых, по свидетельству историков, совпадает с известными автографами рейхсканцлера Германии. Заключено соглашение в 1932 году, а срок его действия составляет ровно 13 лет, в течение которых Гитлер должен получить нечеловеческие способности и огромную власть в обмен на, конечно же, душу. Но доподлинно узнать, имеет ли Гитлер отношение к этому документу, и кто на самом деле был второй стороной договора — уже невозможно.
  • Мумия некого человекообразного существа с небольшими рожками и удлиненными клыками. Она была обнаружена в Мексике под алтарем одной старинной церкви в 1997 году. Предположительный возраст мумии — около 600 лет.

Винтовые лестницы

В музеях Ватикана интересны не только залы и галереи — даже лестницы здесь могут поразить воображение туристов.

Лестница Браманте

Старинная лестница итальянского архитектора Донато Браманте появилась в 1505 году. Она представляла собой пологий, плавно спускающийся в форме спирали пандус, поддерживаемый дорическими колоннами. Он соединял Апостольский и Бельведерский дворцы, а за счет отсутствия ступеней был пригоден как для людей, так и для конных повозок. Такие устройство позволяло беспрепятственно перемещать грузы между зданиями. В настоящее время эта лестница закрыта для передвижений — на нее можно лишь полюбоваться в рамках экскурсионного тура.

Лестница Джузеппе Момо

Более поздняя спиралевидная лестница, разработанная после того, как в 1929 году Ватикан стал отдельным государством, и появилась необходимость открыть доступ к музеям со стороны Италии. Тогда архитектор Джузеппе Момо предложил идею винтового перехода через стену в форме двух спиралей — одна для спуска вниз и другая для подъема наверх. В 1932 году была построена красивая лестница с бронзовыми ограждениями. Над нею находится большой стеклянный купол, что дает естественное освещение.

Интересный факт: тип винтовой лестницы в виде двойной спирали позже не раз использовали в мировой архитектуре, но Джузеппе Момо, конечно же, не был первым, кому это пришло в голову. Считается, что за основу он взял идею Браманте и одну из лестниц Микеланджело.

Помимо того, в 2000 году была построена еще одна винтовая лестница, ведущая от нового входа в мир музеев Ватикана. Она сделана по мотивам лестницы Момо, чтобы подчеркнуть неразрывную связь с прошлым, но в то же время имеет полностью современный вид.

Как добраться до музеев Ватикана

Поскольку музейный комплекс находится фактически в центре Рима, добраться до него не составит труда из любой точки города.

Точный адрес: Viale Vaticano, 00165 Roma. Вход с проспекта viale Vaticano.

От центрального ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:по красной ветке от станции TERMINI до станции Cipro Musei Vaticani.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрут № 492 от вокзала по улице via Marsala пройти до остановки
    Volturno/gaeta, после на автобусе проехать до остановки Bastioni Di Michelangelo (около 30 минут).

  • Вариант 3

    Пешком:путь через Via Crescenzio займет около 1 часа (4,8 километра).

Из аэропорта Фьюмичино:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрут Sitbusshuttle, который направляется к Via Crescenzio, 2 (автобус ходит раз в полчаса, время в пути — около 50 минут).

    Пешком:пройти от остановки 20 минут мимо Замка Святого Ангела до входа в музеи Ватикана.

  • Вариант 2

    Поезд:доехать поездом до вокзала TERMINI.

    Метро:на вокзале пересесть на красную ветку метро и доехать от станции TERMINI до станции Cipro Musei Vaticani.

ВАЖНО: билеты на поезд можно купить заранее на сайте итальянских железных дорог, однако русскоязычной версии нет. Если вы видите портал на русском языке, скорее всего, это сайт мошенников.

Также около Ватикана проходят автобусы № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и другие, трамвай № 19.

Схема римского метро
Схема метро Рима
Музеи Ватикана на карте

График работы и стоимость билета

Музеи Ватикана открыты:

  • С 09:00 до 18:00 (последний вход в 16:00).

Дни работы — с понедельника по субботу включительно.

Цена билетов зависит от того, хотите вы посетить музейный комплекс самостоятельно или с экскурсоводом, а также от заказа аудиогида, питания и т.д. Льготы имеют студенты итальянских ВУЗов, инвалиды, дети до 18 лет.

ВАЖНО: Для всех 26-ти музеев действует единый билет, который можно купить в кассе или онлайн. Если вы хотите попасть в музеи без очереди, воспользуйтесь онлайн-бронированием — оно стоит 4 € (~282 руб.). Таким образом, вы приобретете электронный ваучер, который затем вам обменяют на обычный билет.

Самостоятельное посещение:

  • Взрослый билет — 17 € (~1 197 руб.);
  • Детский билет от 6 до 18 лет — 8 € (~564 руб.);
  • Посещение + завтрак — 38 € (~2 677 руб.) и 29 € (~2 043 руб.);
  • Посещение + обед — 39,5 € (~2 782 руб.) и 20 € (~1 409 руб.);
  • Визит ночью — 38 € (~2 677 руб.) и 29 € (~2 043 руб.).

За аудиогид на русском языке нужно будет оплатить 7 € (~493 руб.) дополнительно.

  • Утренний тур с завтраком — если вы выбрали этот вариант, нужно быть на месте уже в 07:15, хотя завтрак по расписанию начинается в 08:15. Экскурсия утром имеет одно преимущество: в это время посетителей еще не очень много. Поэтому на нее стоит идти, если вы готовы пожертвовать комфортом ради того, чтобы рассмотреть все достопримечательности без толпы людей.
  • Ночной тур — если вы хотите попасть в музеи вечером, на месте нужно быть к 19:00, а покинуть музейный комплекс в 23:00. В стоимость билета в данном случае входит концертная программа. Однако такой тур нельзя бронировать заранее — оплатить вход можно только в кассе в день экскурсии.

Экскурсионный тур для индивидуальных лиц:

  • Взрослый билет — 33 € (~2 325 руб.);
  • Детский билет — 24 € (~1 691 руб.).

Экскурсия с гидом для организованных групп:

  • Взрослый билет — 21 € (~1 479 руб.);
  • Детский билет — 12 € (~845 руб.);
  • Доплата за гида — 250 € (~17 610 руб.) с группы не более 15 человек.

Экскурсии проводятся с понедельника по субботу, продолжительность тура составляет 2 часа. Начало маршрута обычно лежит через музей Кьярамонти или Пия-Климента, а заканчивается осмотр всегда Сикстинской капеллой.

Место встречи с экскурсоводом — у стола «Экскурсии», к которому можно попасть из вестибюля, поднявшись по лестнице слева.

Бесплатный вход — каждое последнее воскресенье месяца музейный комплекс можно посетить бесплатно, время работы в этот день — с 09:00 до 14:00.

ВАЖНО: не забывайте о правилах посещения — они предполагают достаточно закрытую одежду без мини-юбок у женщин и коротких шорт у мужчин. Желательно, чтобы были закрыты плечи и колени (особенно если вы собираетесь также смотреть изнутри Собор Святого Петра). Головной убор не обязателен. Словом, здесь действует тот же дресс-код, что и при визите в любую католическую церковь. Зимой посетителям разрешают пройти в верхней одежде.

Виртуальная экскурсия


На сегодня Музеи Ватикана признаны одними из лучших в Европе, а в 1984 году они были внесены в список ЮНЕСКО. Здесь на каждом сантиметре можно увидеть что-то интересное — начиная прямо с главных ворот миниатюрного государства, которые охраняет швейцарская гвардия в яркой форме, созданной Рафаэлем. Никакое описание и отзывы других туристов не заменят личных впечатлений от древней святыни католического мира. В целом маршрут по всем залам составляет около 7 километров, но если вы ограничены во времени, можно посмотреть только лучшие музеи и вложиться в 2-3 часа. А тем, кто готов посвятить экскурсии весь день, стоит приобрести путеводитель и позаботиться об удобной обуви — вам вряд ли захочется прервать свой визит пораньше. И напоследок рекомендуется зайти в сувенирный магазин при Соборе Святого Петра — кроме обычных сувениров здесь представлены ювелирные изделия, копии антикварных медальонов и много других уникальных вещей.

Визитная карточка

Источник: theplacement.ru

Всеобщая история искусств

Искусство 17 века

Введение

Искусство Италии

Архитектура

Скульптура

Живопись

Искусство Испании

Искусство Фландрии

Искусство Голландии

Искусство Франции

Искусство 18 века

Введение

Искусство Италии

Искусство Франции

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство Англии

Архитектура

Изобразительное искусство

Искусство России

Архитектура

Скульптура

Живопись

Искусство Украины

Искусство Белоруссии

Искусство Литвы

Искусство Латвии и Эстонии

Искусство Германии

Искусство Австрии

Искусство Чехословакии

Искусство Венгрии

Искусство Польши

Искусство Югославии

Искусство Скандинавских стран

Искусство Дании

Искусство Швеции

Искусство Америки

БИБЛИОГРАФИЯ

Всеобщая история искусств

Том четвертый

От редакционной коллегии

Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.

Авторами глав четвертого тома являются:

Искусство 17 века

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.

Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.

Искусство 18 века

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии — Н. А. Белоусова.

Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.

Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.

Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.

Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.

Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.

Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.

Искусство Польши — В. Я. Бродский.

Искусство Югославии — Л. С. Алешина.

Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

Искусство Америки — Т. П. Каптерева.

В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.

В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И. Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.

Искусство 17 века

Введение

Е.И.Ротенберг

Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, — дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.

Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.

Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.). Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.

Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

Источник: www.litmir.me

Самые красивые и интересные лестницы мира

Винтовая лестница в Ватикане

Лестница в ватикане

В  музее Ватикана посетителей встречает одна из самых фотографируемых, самых известных  лестниц в мире – знаменитая двойная спиральная лестница. Построена она по личному заказу  тогдашнего Папы римского Пия XI в 1932 году архитектором Джузеппе Моро к открытию Ватиканской Пинакотеки для обустройства единого вестибюля для всех музеев.

Лестница в ватикане

Конструктивное решение лестницы очень интересно. Это – две круглые лестницы, как бы вложенные друг в друга: по одной из них посетители поднимаются, а по другой – спускаются. И это создает некий мистический фон: вот, вроде бы люди находятся на одной лестнице, идут навстречу друг другу, но никогда не встречаются. 

Гора Бюрена в Бельгии

Лестница в ватикане

Гора Бюрена – не настоящая гора, а название лестницы. Она состоит из 374 ступенек и находится в Льеже. Лестница была построена в 1881 году, чтобы позволить солдатам спускаться в центр города с возвышенности, избегая при этом опасных путей.

Лестница в ватикане

Лестница в ватикане

Лестница на острове Гастелугаче в Испании

Лестница в ватикане

Эта живописная лестница находится на крошечном островке  побережья Бискайского залива.

Лестница в ватикане

Лестница ведёт к хижине отшельника, которая была построена в 10-м столетии. Всего лестница насчитывает 237 ступеней. 

Лестница в ватикане

Бон-Жезуш-ду-Монте — лестница к Богу, Брага, Португалия

Лестница в ватикане

В 1722 г. архиепископ Браги решил построить гигантскую лестницу Бон-Жезуш в стиле барокко, ведущую к маленькой церкви. Ступени лестницы – метафора духовного пути наверх. Лестница и храм были завершены в 1811 г. 

Лестница в ватикане

Зигзагообразная лестница поднимается на высоту 116 м, она украшена статуями, цветочными клумбами и фонтанами и по праву входит в десятку самых красивых лестниц Европы. 

Лестница в ватикане

Лестница дворцово-паркового комплекса Сан-Суси, Постдам, Германия

Лестница в ватикане

Эта длинная лестница из 132 ступеней пересекает 6 виноградных террас и соединяет парк и дворец Сан-Суси.

Лестница в ватикане

Лестница в Граце, Австрия

Лестница в ватикане

Гора Шлосберг довольно крупная скала в горным образовании доломитового щита, раньше тут была крепость, а сейчас стоит башня с часами — символ города Грац. Гора возвышается над главной площадью города на 123 метра.

Лестница в ватикане

Внушительная лестница вырезана в скале и ведет на вершину холма к башне с часами. 260 ступенек лестницы не очень трудны для подъема, но желающие могут воспользоваться и лифтом.

Лестница в ватикане

Её иногда ещё называют «Русской лестницей», так как построена она была в 1914- 1918 гг. русскими военнопленными. После 1924-1928 гг. лестницу называли только «Замковой лестницей», а к 800 летнему юбилею города «Юбилейной лестницей».

Потемкинская лестница в Одессе

Лестница в ватикане

Строгая, лаконичная и прекрасная в своей изысканной простоте эта лестница, входящая в десятку красивейших лестниц в Европе, долгое время не имела официального наименования. И лишь в конце 50-х годов 20-го века за ней закрепили название, принесшее ей мировую известность.

Лестница в ватикане

Многие ошибочно полагают, что Потемкинская лестница обязана своим именем знаменитому фавориту Екатерины II, который на самом деле имеет лишь косвенное отношение к названию этой достопримечательности Одессы. Лестницу стали именовать Потемкинской после выхода в свет легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», кадры из которого (в том числе и эпизод с катящейся по ступенькам детской коляской) давно стали классикой кинематографа.

Лестница в ватикане

Потемкинская лестница, спроектированная в 1825 году, а возведенная 15 лет спустя, по замыслу ее создателей должна была, соединив синеву моря и неба, обеспечить Одессе, что находится на возвышении, доступ к порту. Творение зодчих насчитывало ровно 200 ступеней, состояло из 10 пролетов и было построено так, что основание лестницы значительно превышало по ширине ее верхнюю часть. В результате применения этой хитрости при взгляде на этот архитектурный шедевр сверху вниз не создается обычной иллюзии сужения, а если смотреть на лестницу снизу, то ее ступени (площадки пролетов не видны) кажутся просто бесконечными.

Лестница в ватикане

Испанская лестница в Риме

Лестница в ватикане

Испанская лестница признана самой красивой в Европе. Она является одной из самых узнаваемых и фотографируемых мировых достопримечательностей.  Каскад отполированных каменных ступеней величаво спускается с вершины холма Пинчо прямо к подножию Площади Испании.

Лестница в ватикане

Широкие барочные ступени привлекают к себе гостей итальянской столицы, служат источником вдохновения для кинематографистов и художников.

Лестница в ватикане

Со времен окончания строительства в 1725 году и до 90-х годов XX века Испанская лестница не знала серьезных строительных вмешательств. Однако в обветшавших ступенях, изъеденных временем и дождем камнях, осталось мало романтики. Городские власти нашли средства на то, чтобы отреставрировать памятку истории и архитектуры. В 1997 году посвежевшая достопримечательность вернулась на карту туристических маршрутов. И вновь большие потоки путешественников устремились к расположенной в Риме самой красивой лестнице Европы.

Лестница к базилике Сакре-Кёр, Париж

Лестница в ватикане

К подножью жемчужины Монмартра, ведёт широкая лестница с 237 ступенями, отсюда открывается потрясающий вид на Париж. Лестница считается второй по красоте в Европе, после Испанской лестницы в Риме. Она является одной из многочисленных лестниц Монмартра.

Лестница в ватикане

Лестница Санторини в Греции

Лестница в ватикане

В 1715 году островные жители встроили крутую лестницу на отвесном горном склоне, таким образом они могли добираться от моря к вершине и обратно. Чтобы помочь нести груз и пассажиров от судов к городу, использовались ослы.

Лестница в ватикане

В 1930 лестница была улучшена. Наконец, в 1979 была установлена канатная дорога, чтобы автоматизировать процесс – но самая интересная поездка – по-прежнему прогулка на осле. Зигзагообразная лестница от моря до города вымощена камнем, и из-за множества извилин расстояние от одного конца до другого составляет 1300 метров и насчитывает 657 десятисантиметровых ступенек.

Лестница в ватикане

Лестница Штрудльхофштиге в Вене

Лестница в ватикане

Жемчужина венской архитектуры в стиле арт-нуво. Построена она в 1910 году из маннерсдорфского известняка, и украшена кованными перилами, небольшими белыми тумбами, изящными фонарями и диким виноградом.

Лестница в ватикане

Лестница Санта Мария дель Монте в Кальтаджироне на острове Сицилия

Лестница в ватикане

Лестница Санта-Марии-дель-Монте также входит в десятку самых красивых лестниц Европы. Это монументальная лестница со 142 ступеньками, построенная в 1608 году в старой части города Кальтаджироне, на острове Сицилия, в 70 километрах на юго-запад от Катании. Эта захватывающая дух лестница соединяет нижнюю часть города с верхней и является центром множества культурных событий Кальтаджироне. 

Лестница в ватикане

Отличительной характеристикой лестницы является то, что каждая ступенька украшена различными керамическими плитками, разукрашенными вручную, с применением стиля и фигурок тысячелетней традиции гончарного мастерства.

Лестница в ватикане

Дважды в год эта лестница является фоном, на котором, при помощи тысяч цветков или свеч, создают изображения святых или других местных достопримечательностей. 

Лестница в ватикане

Лестница в ватикане

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Лестница в ватикане

Она насчитывает 560 ступеней, каскад лестницы выполнен в виде двух огромных колец, а разница в уровнях подъема почти в три раза выше, чем у знаменитой Потемкинской лестницы в Одессе. Чкаловская лестница является самой длинной в России.

Лестница в ватикане

Заложили Чкаловскую лестницу в 1943 г. в честь победы под Сталинградом. В сооружении лестницы задействовали военнопленных. Строительство продолжалось 6 лет.

Лестница в ватикане

На вершине лестницы, возле ее начала — памятник летчику-испытателю В. П. Чкалову.

Большая Митридатская лестница, Керчь

Лестница в ватикане

Великолепный архитектурный памятник, выполненный 1833-1840 годах в стиле классицизма. Большая Митридатская лестница украшена вазами и скульптурами грифонов — мифических существ с телом львов, головой птиц и крыльям. Грифон, изображение которого есть на гербе Керчи, является символом города.

Лестница в ватикане

 Митридатская лестница в ходе англо-французской кампании была разрушена и восстановлена, также и после фашистской оккупации. В 60-е годы прошлого века была проведена серьезная реконструкция памятника. По найденным остаткам скульптур воссозданы и установлены на свои места их копии. В настоящее время по пролетам Митридатской лестницы можно подняться к Вечному огню и братской могиле военнослужащих Советской армии, погибших при штурме города в годы Великой Отечественной войны. 

Лестница в ватикане

 Замковая лестница, Прага

Лестница в ватикане

Также одна из красивейших в Европе.

Лестница в ватикане

Ещё несколько интересных примеров:

Лестница в ватикане

Лестница Иакова, остров Святой Елены. Эта лестница не претендует на звание одной из самых красивых, но зато она считается самой длинной в мире. Эта лестница построена в 1829 году. В ней 699 ступеней, перепад высоты в 200 метров. Построила её железнодорожная компания, чтобы поднимать грузы из порта Джеймстауна.

Лестница в ватикане

Лестница в каньон рядом с водопадом в Эквадоре. Ступеньки этой лестницы ведут к одному из самых знаменитых водопадов Южной Америки ‒ Pailon del Diablo, расположенного недалеко от эквадорского городка Banos. С испанского его название переводится как Котёл дьявола. Лестница постоянно скрывается за туманом и облаками мелких брызг.

Лестница в ватикане

Линд, остров Родос. В акрополь ведет лестница из более чем пятисот ступеней.

Лестница в ватикане

Улица-лестница, Лиссабон 

Лестница в ватикане

Одна из достопримечательностей Рио-да-Жанейро — знаменитая 250-ти ступенчатая мозаичная Лестница Селарона, названная в честь Хорхе Селарона — свободного художника, преобразившего ее облик в конце 90-х годов ХХ века.

Лестница в ватикане

Мозаичная лестница в Сан-Франциско

Лестница в ватикане

Бейрут, Ливан. Вот так, раскрасив обычную лестницу, её можно превратить в арт-объект.

Лестница в ватикане

«Каскад Вселенной». Лестница «Каскад Вселенной» расположена на склоне вдоль садов Дамфрис в Шотландии и состоит из крутой серии ступенек. Большие площадки со смотровыми скамьями были установлены на каждом пролете. 

Лестница в ватикане

Лестница Авадзи в Японии или «Лестница Мечтаний» является сложным комплексов зданий и других структур, расположенных на острове Авадзи в Японии. Один из комплексов Авадзи является 100-уровневым садом, состоящим из 100 клумб и лестниц. Комплекс был построен, как мемориал Большого землетрясения Ханшинь (1995). 

Лестница в ватикане

 «Врата в Небо», Китай. Это гигантская природная арка в горе (130 метров высотой, по 60 метров глубиной и шириной). К Воротам в Небо ведет лестница, состоящая из 999 ступенек. 

(c)fresher.ру

Источник: www.spletnik.ru

1. «Кабинет масок»


Пол этого кабинета устилает уникальная мозаика II века н.э., ее орнамент составлен из различных театральных масок. Ранее она украшала пол виллы императора Адриана в Тиволи. Оформлением зала занимался архитектор Александр Дари в 1772 году, а спустя 8 лет — Микеланджело Симонетти. Вдоль стен расположены великолепные статуи, представляющие собой римские античные копии.

2. «Эдесский Мандилион»


Святая реликвия под названием Эдесский Мандилион, один из самых ценных экспонатов в Ватикане, является первым нерукотворным ликом Иисуса. Согласно легенде, больной царь из Эдессы отправил посыльного к Иисусу с просьбой об излечении. Христос взял полотно, вытер им свое лицо и передал посыльному. Получив это полотно с отпечатанным на нем ликом, король чудесным образом излечился.

3. «Музей Кьярамонти»


Папу, основавшего эту жемчужину, звали Пий VII Кьярамонти. Этот музей целиком отдан античной скульптуре. Здесь собрано впечатляющее количество статуй и бюстов, расположенных вдоль стен, и более 4000 надгробных надписей.

4. «Галерея бюстов»


При нахождении в этой галерее возникает не очень приятное ощущение, словно десятки античных статуй, бюстов и голов внимательно наблюдают за вами своими каменными глазами. Среди них – боги и патриции, императоры и простые люди.

5. «Зал муз»


Основу экспозиции этого зала составляет группа скульптур древних Афин — девять муз и бог Аполлон, найденных во время раскопок на территории виллы Кассия под Тиволи. Потолок украшают фрески Томмазо Конка, на которых помимо муз и Аполлона художник изобразил и величайших поэтов древности.

В центре зала красуется главная его достопримечательность — Бельведерский торс, I век до н. э., прототип которого точно не установлен из-за отсутствия головы. Им восхищался великий Микеладжело, называвший себя учеником этого “торса”.

6. «Лестница Браманте»


Эта лестница, вырезанная из камня и не имеющая ступеней, соединившая Бельведерский и Папский дворцы, была спроектирована знаменитым архитектором Донато Браманте.
Она представляет собой две пологие наклонные плоскости без ступеней в виде двойной спирали, напоминающей молекулу ДНК.

Такая конструкция сделала возможным доставлять грузы в Папский дворец на лошадях, беспрепятственно двигаясь в обоих направлениях. К сожалению, эта лестница-спираль для массовых посещений недоступна, только в рамках некоторых туров можно увидеть ее.

7. «Папский туалет»


Лишь специальные экскурсии по музеям Ватикана позволяют увидеть необычные экспонаты, скрытые за многими дверями. Один из них – старинный туалет для папы довольно необычного дизайна, который вырезан из красивой и очень прочной древесины.

8. «Зал животных»


Около 150 статуй различных животных находятся в этом зале, рассматривать которые можно бесконечно. Выполнены они столь безупречно, что, кажется, будто эти реальные и мифические животные, выразительные и динамичные, просто застыли на месте и скоро оживут.

9. «Григорианский Египетский музей»


Интерес Пап Римских к Древнему Египту обусловлен особой ролью, отведенной этому государству в Священном писании. Начало коллекции положил Папа Грегори XVI в 1839 году. И, несмотря на то, что она сравнительно невелика, здесь хранятся поистине уникальные экспонаты, один из которых – часть статуи Рамзеса II.

А для тех, у кого пока нет возможности отправиться в путешествие,
мы собрали 12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Картинки по запросу новый вход ватикан 2000 год

В годы правления Пия XI,как известно,был подписан Конкордат между Ватиканом и Италией и учрежден город-государство.(1929г.)Ввиду этого возникла необходимость ограничения циркуляции посетителей по всей территории Ватикана,а,значит-и создания специальных входов для доступа в Музеи с итальянской территории.С этой целью и был возведен переход через стену в форме спирального парапета,спроектированный архитектором Джузеппе Момо(1875-1940 гг.) и украшенный барельефами с папскими гербами работы скульптора Антонио Мариани(1886-1963 гг.).

Flag of the Vatican City.svg

 

Ограждения лестницы выполнены из бронзы и декорированы акантами с символами папской власти.

 

Современная винтовая лестница также находится в музее Пия-Климента, но, хоть и носит название лестницы Браманте, была построена лишь четыре века спустя по проекту Джузеппе Момо в 1932 году. Как и оригинал, современная лестница построена с двойной спиралью, которая позволяет людскому потоку без столкновений двигаться в разных направлениях. Балюстрада по краю лестницы выполнена из железа. Стеклянный купол над лестницей позволяет проникать свету сверху.

17

Современная лестница Браманте служит выходом из музея Пия-Климента.

В спиралевидной  конструкции лестницы Момо   новатором не был. Более того,  некоторые исследователи уверяют, что сама идея  такой двойной спиралевидной лестницы принадлежит Микеланджело, а архитектура Рима  еще со времен постройки Колонны Траяна Аполлодором из Дамаска (113г) «обогатилась» внутренней винтовой лестницей. И, тем не менее, спиралевидная лестница ватиканских музеев выстроена Момо с  изяществом, вкусом и в лучших традициях  архитектуры города

На  верхних ярусах  лестница Момо выполнена с широкими пологими ступенями в стиле «кардоната»

_DSC0356

Спиральная лестница, созданная в 1932 году Джузеппе Момо

Лестница  находится под стеклянным куполом. 

5

 

Лестница в ватикане

Такой тип лестницы применен в Риме на спуске с Капитолийского и Квиринальского холмов.

Кордоната – лестница Капитолия Кордоната –  это лестница, ведущая от улица Виа дель Театро Марчелла к вершине Капитолия и Капитолийской площади.  Кардоната – это определенный тип лестниц, основным элементом которой являются поперечные полосы – «cordoni» на наклонной поверхности. С одной стороны эти «кордони» очерчивают, выделяют широкие ступени и являются  элементом  декора, который придает легкость лестнице,  но  и в тоже время имеют определенное утилитарное значение —  по такой лестнице, кардоната, удобно забираться  всадникам верхом на лошади.  Лестница такого же типа, кардоната, сделана и на спуске Квиринальского холма.

Лестница в ватикане

Винтовая лестница Момо в Ватикане  (волне возможно) стала  источником вдохновения для Франка Райта, воплощенного в 1959 году в здании Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Лестница в ватикане

Лестница в ватикане

Лестница в ватикане

Лестница в ватикане

Лестница в ватикане

Оригинал был построен по проекту итальянского архитектора Донато Браманте в 1505 году. По поручению папы Юлия II Браманте предстояло соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Для этого он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющих двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы. Однако западная галерея была завершена лишь полвека спустя.

Лестница в ватикане

Винтовая лестница по Donato Bramante 

Лестница Браманте не имеет ступеней и представляет собой скорее пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. За счет пустого внутреннего пространства для освещения лестницы хватает света, идущего сверху. По внутреннему краю чётко друг над другом расположены дорические колонны, служащие опорами для четырёх витков лестницы.

Лестница в ватикане

Пологий подъём был сделан для того, чтобы тягловые животные могли беспрепятственно доставлять поклажу в Ватиканский дворец. Кроме того, лестница была сконструирована с двойной спиралью, похожей на структуру ДНК, чтобы движение могло происходить одновременно как вверх, так и вниз.

Сейчас оригинальная лестница Браманте закрыта для публичных посещений, кроме специально организованных туров

Винтовая лестница Момо в Ватикане   стала  источником вдохновения для Колодеца Святого Патрика построен инженером-архитектором РђРЅС‚РѕРЅРёРѕ РґР° Сангалло (младшим)

Лестница в ватикане

Колодцем Святого Патрика в Орвието по проекту Антонио де Сангалло (мл.), который был поставлен перед подобной логистической проблемой.

Лестница в ватикане

Строительство колодца было завершено в 1537 году. Глубина составила 53 метра при диаметре основания 13,4 метра. Колодец назвали в честь Святого Патрика, проводя аналогию с пещерой Чистилище Святого Патрика в Ирландии, где по легенде находится вход в ад.

Лестница в ватикане

В преддверии Великого Юбилея 2000г.,при Иоанне Павле II,было решено построить новый вход,архитектура которого подчеркивала бы открытость миру Ватиканских музеев в эпоху начала нового тысячелетия,но в то же время-тесную связь с прошлым,и в частности-со старым входом Дзузеппе Момо.

Лестница в ватикане

Папа Иоанн Павел II открывает новый пандус

Лестница в ватикане

В просторном атриуме входа возвышается скульптура Джулиано Ванджи символизирующая основную идею правления Иоанна Павла II:на одном из барельефов изображен улыбающийся Иоанн Павел II,который поддерживает фигуру Человека-символ всего Человечества-в тот самый момент когда он отрывается от мраморной глыбы,принимая форму и завладевая окружающим пространством.Название произведения-"Переступить порог надежды",с верой и уверенностью в будущее переступить порог третьего тысячелетия.
 

Музеи Ватикана 003

Итак,скульптура приглашает нас войти.

Принято считать,что начало коллекции Ватиканских Музеев было положено на заре шестнадцатого века,когда кардинал Джулиано делла Ровере,носивший папский титул с 1503 по 1513 гг. под именем Юлия II,распорядился перенести в Ватикан и установить в саду Бельведер,преобразованном во внутренний дворик,ценные классические статуи-Аполлона и Лаокоона.

http://www.v-evropu.info/vatikan-lestnica-momo.html

Источник: www.liveinternet.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.