Узоры на домах из дерева


Несмотря на обилие современных материалов для декорирования интерьеров и фасадов, резные наличники, балясины, балюстрады, фризы, кронштейны и другие, «возрастные» элементы не теряют своей привлекательности. В отличие от типовых молдингов, продающихся в любом строительном супермаркете, эти украшения умельцы вырезают сами, что обеспечивает эксклюзивность. Рассмотрим основные категории резных узоров, специфику их применения и современные способы изготовления.

Ажурный интернационал

При упоминании резных узоров в памяти всплывают наличники, карнизы и коньки из дерева, коими в обилии украшали свои избы наши предки. Однако не только наша страна славилась деревянным зодчеством, не меньшую популярность резьба имела в Англии и Австралии в конце XIX века. С той разницей, что у нас и крестьяне обвешивали срубы деревянным кружевом, а за океаном это была привилегия состоятельных домовладельцев.

В современной Австралии мода на резные узоры никуда не делась, родовые поместья, как и в прошлых веках, щедро отделаны резьбой, у нас же до недавнего времени подобные элементы можно было повстречать в отдаленных деревнях.


м деревянного строительства, разразившийся в последние годы, и в России возродил интерес к разнообразным ажурным наличникам. Кроме того, популярность винилового сайдинга, имитирующего деревянную облицовку, также способствует возвращению резьбы на фасады. Посредством резного ажура вокруг окон, по фронтону на карнизе или под крышей террасы, можно до неузнаваемости преобразить сайдинговое покрытие, превращающее все строения в сиамских близнецов.

Предназначение

Главная задача наличников – защита места стыка стены с оконной рамой. На крышах резной конек, опять же, защищал стык от попадания влаги, как и в других зонах соединения элементов здания. С помощью наличников можно скорректировать пропорции – визуально вытянуть или расширить окна, чтобы весь фасад выглядел гармоничным. В древности с помощью узоров, вырезаемых из дерева, отгоняли нечисть и береглись от сглаза, заручались поддержкой высших сил и благодарили за оказанное покровительство. Сегодня же, с появлением эффективной теплоизоляции, резные наличники выполняют исключительно декоративные функции, придают дому индивидуальность, помогают отойти от стандартов.

Материалы

Если раньше наличники были только деревянными, то сейчас выбор материальной базы шире, да и дерево на ажуры идет не всякое.

  • Деревянные – сложность изготовления зависит от сорта древесины, как и долговечность. Если из дуба и бука вырезать сложно, но прослужат они десятилетия, то липа обрабатывается легче, но и в негодность придет быстрее. Используют также лиственницу, ольху, клен или березу.

  • Металлические – чаще всего вырезаются из листового металла, в дальнейшем обрабатываются и окрашиваются, на деревянный фасад не подойдут, а вот с металлическим сайдингом или фиброцементным составят удачный тандем.
  • Из МДФ плит – различные вариации древесноволокнистых плит привлекают простотой резки, можно создать сколь угодно сложный узор, но подвержены воздействию влаги, а вот внутри помещения дверной ажурный оклад и интерьер оживит, и прослужит долго.
  • Пластиковые (ПВХ) – оптимальный вариант для обычных пластиковых окон, долговечные и прочные, но продаются только комплектами и самостоятельно их не изготовить. Следовательно, идентичный набор вполне может обнаружиться у соседа по даче, что сведет на нет весь смысл их применения.

Изготовление

Наиболее распространены деревянные резные элементы, так как с появлением современных инструментов работать с древесиной стало значительно проще. Немаловажно, что современные защитные и красящие средства позволяют максимально продлить срок службы узора и подчеркнуть естественную структуру дерева. Имея в распоряжении лобзик и пару трафаретов, купленных, скачанных из сети или нарисованных собственноручно, если талант позволяет, можно оформить окна и другие части фасада так, что опытный дизайнер обзавидуется. Существует несколько технологий создания узорных деревянных наличников:

  • Прорезная (ажурная) резьба – перенесенный на наличник узор прорезается насквозь, получаются самые «воздушные», «кружевные» изделия без заднего фона. В зависимости от материала, узор может быть плоским или объемным, но это самый сложный в изготовлении вид, замахиваться на который стоит, имея солидный опыт.

  • Накладная резьба – вырезанные прорезным способом элементы узора фиксируются по частям на деревянной основе. Это могут быть полноценные узоры или несколько завитушек, расположенных в центральной части и по углам. Так как работа идет с тонкой заготовкой, и фон скрывает огрехи, такой способ проще.
  • Выборка (глухая резьба) – посредством инструментов из древесины выбирается часть на определенную глубину по обведенным контурам, получаются рельефные, но более массивные наличники.

По способу установки наличники подразделяются на накладные и телескопические – в первом случае монтаж идет на крепежи или клей (внутри помещения), во втором у изделия есть специальные выступы, которые заходят в пазы между элементами конструкции.

Источник: www.forumhouse.ru

Ажурный интернационал

При упоминании резных узоров в памяти всплывают наличники, карнизы и коньки из дерева, коими в обилии украшали свои избы наши предки. Однако не только наша страна славилась деревянным зодчеством, не меньшую популярность резьба имела в Англии и Австралии в конце XIX века. С той разницей, что у нас и крестьяне обвешивали срубы деревянным кружевом, а за океаном это была привилегия состоятельных домовладельцев.


В современной Австралии мода на резные узоры никуда не делась, родовые поместья, как и в прошлых веках, щедро отделаны резьбой, у нас же до недавнего времени подобные элементы можно было повстречать в отдаленных деревнях. Бум деревянного строительства, разразившийся в последние годы, и в России возродил интерес к разнообразным ажурным наличникам. Кроме того, популярность винилового сайдинга, имитирующего деревянную облицовку, также способствует возвращению резьбы на фасады. Посредством резного ажура вокруг окон, по фронтону на карнизе или под крышей террасы, можно до неузнаваемости преобразить сайдинговое покрытие, превращающее все строения в сиамских близнецов.

Предназначение

Главная задача наличников – защита места стыка стены с оконной рамой. На крышах резной конек, опять же, защищал стык от попадания влаги, как и в других зонах соединения элементов здания. С помощью наличников можно скорректировать пропорции – визуально вытянуть или расширить окна, чтобы весь фасад выглядел гармоничным. В древности с помощью узоров, вырезаемых из дерева, отгоняли нечисть и береглись от сглаза, заручались поддержкой высших сил и благодарили за оказанное покровительство. Сегодня же, с появлением эффективной теплоизоляции, резные наличники выполняют исключительно декоративные функции, придают дому индивидуальность, помогают отойти от стандартов.

Материалы

Если раньше наличники были только деревянными, то сейчас выбор материальной базы шире, да и дерево на ажуры идет не всякое.


  • Деревянные – сложность изготовления зависит от сорта древесины, как и долговечность. Если из дуба и бука вырезать сложно, но прослужат они десятилетия, то липа обрабатывается легче, но и в негодность придет быстрее. Используют также лиственницу, ольху, клен или березу.
  • Металлические – чаще всего вырезаются из листового металла, в дальнейшем обрабатываются и окрашиваются, на деревянный фасад не подойдут, а вот с металлическим сайдингом или фиброцементным составят удачный тандем.
  • Из МДФ плит – различные вариации древесноволокнистых плит привлекают простотой резки, можно создать сколь угодно сложный узор, но подвержены воздействию влаги, а вот внутри помещения дверной ажурный оклад и интерьер оживит, и прослужит долго.
  • Пластиковые (ПВХ) – оптимальный вариант для обычных пластиковых окон, долговечные и прочные, но продаются только комплектами и самостоятельно их не изготовить. Следовательно, идентичный набор вполне может обнаружиться у соседа по даче, что сведет на нет весь смысл их применения.

Изготовление

Наиболее распространены деревянные резные элементы, так как с появлением современных инструментов работать с древесиной стало значительно проще.


маловажно, что современные защитные и красящие средства позволяют максимально продлить срок службы узора и подчеркнуть естественную структуру дерева. Имея в распоряжении лобзик и пару трафаретов, купленных, скачанных из сети или нарисованных собственноручно, если талант позволяет, можно оформить окна и другие части фасада так, что опытный дизайнер обзавидуется. Существует несколько технологий создания узорных деревянных наличников:

  • Прорезная (ажурная) резьба – перенесенный на наличник узор прорезается насквозь, получаются самые «воздушные», «кружевные» изделия без заднего фона. В зависимости от материала, узор может быть плоским или объемным, но это самый сложный в изготовлении вид, замахиваться на который стоит, имея солидный опыт.
  • Накладная резьба – вырезанные прорезным способом элементы узора фиксируются по частям на деревянной основе. Это могут быть полноценные узоры или несколько завитушек, расположенных в центральной части и по углам. Так как работа идет с тонкой заготовкой, и фон скрывает огрехи, такой способ проще.
  • Выборка (глухая резьба) – посредством инструментов из древесины выбирается часть на определенную глубину по обведенным контурам, получаются рельефные, но более массивные наличники.

По способу установки наличники подразделяются на накладные и телескопические – в первом случае монтаж идет на крепежи или клей (внутри помещения), во втором у изделия есть специальные выступы, которые заходят в пазы между элементами конструкции.


Источник: www.forumhouse.ru

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

platband02Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главным мотивом резьбы было изображение природных сил — «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее — «небесной твердью». Небесная хлябь — символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья. Она могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.


Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определенных символов важную роль играет местоположение самих символов.Так, самым распространенным является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времен года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славян солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти.


кие изображения отражают и представления славян о мироустройстве — в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. Выглядит громовой знак как шести- или восьмиугольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак — символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда он обозначал смену дня и ночи.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате, — в нижней части.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными — это связано с историей, последующим перениманием символов и их адаптацией к собственной культуре разными народами.Смотрите также: 5 жутких находок, обнаруженных хозяевами после покупки жилья

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник: BigPicture.ru

Тайная геометрия


Геометрическая резьба — самый древний оформительский тренд, известный человечеству еще с дохристианских времен. Кроме хорошего глазомера и уверенной руки, он не требовал от мастера ничего. Даже специального инструмента: нанося орнамент, резчик мог обойтись обычным ножом. Как правило, такой резьбой украшали небольшие предметы, которые превращались в оберег. Дело в том, что самые простые узоры в виде геометрических фигур были символами стихий и явлений. Размещая их в определенном порядке, древние мастера старались уберечься от сил природы или, наоборот, призвать их на помощь. Такие узоры были своего рода магической книгой для тех, кто умел их читать. Розетка с лучами или просто круг призывали в дом благодать Солнца. Вырезанные ромбы должны были даровать хозяину силу и мощь. Узор из треугольников, нанесенный на примитивную фигурку коня, должен был принести здоровье всему домашнему скоту. В дальнейшем редко кто из резчиков использовал геометрическую резьбу по языческим заветам — с необходимым числом заклинаний и количеством взмахов ножа. Но предметы, украшенные таким образом, и сейчас можно отыскать в северных деревнях.

С корабля на бал

У нижегородской глухой резьбы, пожалуй, самая интересная история. На дома она перекочевала прямо с Волги-матушки. Такую резьбу называют еще «корабельной», ведь именно ею украшали расшивы — суда, на которых по Волге переправляли множество товаров. Расшивы издавна покрывали самой причудливой, самой искусной резьбой. Исследователи считают, что у этой тяги к прекрасному было самое что ни на есть практическое обоснование.

Начиная с конца 1740-х годов целая серия царских указов запрещала использовать где бы то ни было доски, тесанные топором. Лес тогда — главный ресурс, его берегут и экономят, ведь чаяниями Петра I вокруг всех крупных городов леса выкосили чуть не до нитки. Плотникам велят бросить топоры и браться за пилы. Поскольку «из одного бревна пиленых досок может быть пять, а по крайней мере четыре или три доски, а топорных одна или по нужде две выходит». Судовладельцев это не могло радовать: считалось, что именно доска из-под топора наиболее пригодна для кораблестроения. Сильный удар как бы запечатывал волокна дерева, и такая доска становилась для воды неуязвима. А пиленые доски «мочалились», «подпускали воду». Однако из-за не тех стройматериалов можно было попасть не то что под санкции, а даже и под репрессии: штрафы, изъятие, битье кнутом.

Но на Руси, помимо декоративно-прикладного, всегда хорошо было развито искусство уклоняться от драконовских указов из столицы. Есть версия, что «топорные», тесаные доски на купеческие расшивы все равно брали, ставили их на самые важные части. А затем щедро маскировали эту «санкционку» великолепными резными узорами: поди знай теперь, пиленая это доска или тесаная.

Когда срок службы судна подходил к концу, его продавали на слом. Резные доски всегда были в цене — команда разбирала их для украшения собственных домов. А дальше по Волге пошли пароходы. И целые плотницкие артели, проклиная «чертовы расшивы», в одночасье лишившие их приличного заработка, разбрелись по губернии, предлагая хозяевам отделку домов в хорошо узнаваемом стиле, с фантастическими «фараонками» и невиданными на волжских берегах львами. Настоящие мастера тесали их топором. Какими бы инструментами ни пополнялся плотницкий арсенал, все же новомодным рубанкам и фуганкам далеко было до чистой «топорной» работы. Не зря тогда любили приговаривать под руку начинающему: «Фугуй, Ванька, тятька топором исправит!»

Деревянные кружева

Но в XIX веке, когда на рынке появились неизвестные ранее тонкие доски фабричной работы, руки, привычные к топорам, все же взялись за пилы. Заранее намеченные на плоской поверхности узоры выпиливались или высверливались, превращая деревянные доски в кружевную шаль. Расцветали на наличниках цветы, переплетались на ставнях стебли, глаз радовался, искусствоведы морщились. Пропильная изо всех видов резьбы по дереву, была, пожалуй, наиболее обижена вниманием серьезных исследователей. Сейчас трудно понять, чем она заслужила такую немилость. Но логика была такая: в пору расцвета фабричного капитализма все исконное и природное в крестьянском дизайне вдруг стало шаблонным и пошлым. Даже в тридцатые годы, когда энтузиасты бросились фиксировать и спасать от забвения образцы глухой резьбы, на великолепные пропильные украшения смотрели презрительно: никакой, мол, самобытности, одна «отвратительная мещанская прорезь». На защиту встали этнографы: понадобилась их вдумчивая, многолетняя работа, чтобы признать за этим вариантом декора право считаться частью русского национального искусства.

Кудрявые узоры

Зато вот уж от чего любые критики всегда были в восторге, так это от знаменитой «кудринки». Еще бы: этот вид резьбы расцвел под покровительством признанных художников «мамонтовского кружка», устроивших в Абрамцеве, усадьбе мецената Саввы Мамонтова, столярно-резчицкую мастерскую. Один из учеников открыл в своем селе, Кудрине, собственную мастерскую, где работали над абрамцевскими заказами. Там и сформировались основы нового стиля. Успешно совпав с тогдашней модой на все исконно русское, новая резьба совместила в себе и старинную плоскорельефную, и совсем древнюю геометрическую. Веточки, завитки, розетки, заставки первопечатных книг, эскизы Елены Поленовой, учившейся в Париже и сумевшей добавить старинным русским орнаментам гламурного шику, — все это декоративное богатство превратило «кудринку» в заметное явление. До сих пор этот вид резьбы считается одним из самых популярных в России и входит в учебные стандарты при подготовке профессиональных резчиков по дереву.

Источник: www.culture.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.