Проект на тему архитектура


14

Проект на тему архитектураБОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Творческий проект на тему:

«Архитектура персонального компьютера»

Подготовила:

Студента 2 курса группы «Г»

Отделения Профессиональное обучение

(по отрасли: информатика и вычислительная техника)

Изотова Алексея Андреевича

Болхов, 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Компьютер и их виды……………………………………………….4

  2. Внутренние устройства ПК …………………………………………7

  3. Внешние устройства ПК…………………………………………..13


Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы……………………………………17

Приложение……………………………………………………………….18

Введение

Архитектура компьютера — логическая организация и структура аппаратных и программных ресурсов вычислительной системы. Архитектура заключает в себе требования к функциональности и принципы организации основных узлов ЭВМ.

В настоящее время наибольшее распространение в ЭВМ получили 2 типа архитектуры: принстонская (фон Неймана) и гарвардская. Обе они выделяют 2 основных узла ЭВМ: центральный процессор и память компьютера. Различие заключается в структуре памяти: в принстонской архитектуре программы и данные хранятся в одном массиве памяти и передаются в процессор по одному каналу, тогда как гарвардская архитектура предусматривает отдельные хранилища и потоки передачи для команд и данных.


В более подробное описание, определяющее конкретную архитектуру, также входят: структурная схема ЭВМ, средства и способы доступа к элементам этой структурной схемы, организация и разрядность интерфейсов ЭВМ, набор и доступность регистров, организация памяти и способы её адресации, набор и формат машинных команд процессора, способы представления и форматы данных, правила обработки прерываний.

Цель: познакомить учащихся с архитектурой персонального компьютера.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

  2. Определить понятие «компьютер» и выявить их виды.

  3. Определить внутреннее устройство ПК.

  4. Определить внешнее устройство ПК.

  5. Разработать практические задания по данной теме.

  1. Компьютер и их виды

Компьютер (англ. computer — «вычислитель»), (рис.1) — электронная вычислительная машина (ЭВМ) — вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации.

Термин «компьютер» и аббревиатура «ЭВМ», принятая в СССР, являются синонимами. В настоящее время словосочетание «электронная вычислительная машина» вытеснено из бытового употребления. Аббревиатуру «ЭВМ» в основном используют как правовой термин в юридических документах, а также в историческом смысле — для обозначения компьютерной техники 1940-80-х годов. Также «ЦВМ» — «цифровая вычислительная машина».


При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по определённому алгоритму. Любая задача для компьютера является последовательностью вычислений.

Персональный компьютер (англ. personal computer), персональная ЭВМ— компьютер, предназначенный для личного использования, цена, размеры и возможности которого удовлетворяют запросам большого количества людей. Созданный как вычислительная машина, компьютер, тем не менее, всё чаще используется как инструмент доступа в компьютерные сети.

В употребление термин был введён в конце 1970-х годов компанией Apple Computer для своего компьютера Apple II и впоследствии перенесён на компьютеры IBM PC. Некоторое время персональным компьютером называли любую машину, использующую процессоры Intel и работающую под управлением операционных систем DOS, OS/2 и первых версий Microsoft Windows. С появлением других процессоров, поддерживающих работу перечисленных программ, таких, как AMD, Cyrix (ныне VIA), название стало иметь более широкую трактовку. Курьёзным фактом стало противопоставление «персональным компьютерам» вычислительных машин Amiga и Macintosh, долгое время использовавших альтернативную компьютерную архитектуру.


В настоящее время существует несколько видов персональных компьютеров, самые распространенные из них — так называемые IBM-совместимые и серии Macintosh, или Мае. Компьютеры Мае имеют свое программное обеспечение и стандарты для устройств, поэтому несовместимы с IBM-компьютерами. В силу большого распространения IBM-совместимых компьютеров обычно именно их и имеют в виду, говоря о персональных компьютерах, а то и просто компьютерах. В нашей книге речь пойдет именно о IBM-совместимых, которые, как и на практике, будут называться «компьютер» или «персональный компьютер». Другие виды компьютеров рассматриваться не будут, так как они требуют отдельного описания. Кроме этого, персональные компьютеры подразделяются на стационарные и переносные (к примеру, ноутбуки). В отличие от стационарных, переносные компьютеры имеют встроенную аккумуляторную батарею для работы в автономном режиме. Устройства персонального компьютера подразделяются на внутренние, находящиеся внутри системного блока, и внешние, подключаемые к системному блоку через информационные кабели (или передаваемые необходимые данные, например с помощью инфракрасного излучения).

Ноутбук (англ. notebook — блокнот, блокнотный ПК) — портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель или тачпад), а также аккумуляторные батареи. Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 1 до 15 часов.


Компьютер, который может работать со звуком, имеет колонки для воспроизведения музыки. Как правило, их две для обеспечения стереозвучания. Кроме того, дополнительно в комплект персонального компьютера могут быть включены другие внешние устройства. Кое-какие новые идеи начали появляться в XVI веке. Именно тогда испанский монах Раймунд Луллит выдвинул идею логической машины, однако конкретная реализация вычислительных устройств началась лишь в середине прошлого века. Первая простая машина для сложения и вычитания шестиразрядных чисел была создана астрономом Уильямом Шикардом в 1623 году. При помощи специальных счетов можно было производить операции умножения, а если результат превышал возможности машины, то звонил специальный колокольчик.

  1. Внутренние устройства ПК

Самым главным элементом в компьютере, его «мозгом» является микропроцессор – электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации. Скорость его работы во многом определяет быстродействие компьютера. Изначально эта микросхема предназначалась для микрокалькуляторов и была изготовлена по заказу японской фирмы. Ученые выявили закономерность, назвав её «законом Мура»: ЕЖЕГОДНО МОЩНОСТЬ МИКРОПРОЦЕССОРОВ УДВАИВАЕТСЯ!


На первый взгляд процессор – просто выращенный по специальной технологии кристалл кремния. Однако камешек этот содержит в себе множество отдельных элементов – транзисторов, которые в совокупности и наделяют компьютер способностью «думать». Процессор состоит из нескольких важных деталей: собственно процессора – «вычислителя» и сопроцессора – специального блока для операций с «плавающей точкой» (или запятой). Применяется сопроцессор для особо точных и сложных расчётов, а также для работы с рядом графических программ.

Кэш — память первого уровня – небольшая (несколько десятков килобайт) сверхбыстрая память, предназначена для хранения промежуточных результатов.

Кэш-память второго уровня – память чуть помедленнее, зато больше – от 128 до 512Кб. Она может быть интегрирована на самом кристалле процессора, а может – отдельно, в виде дополнительного кристалла (как на процессорах Pentium II).

В настоящее время в компьютерах используются процессоры, разработанные фирмами Intel, AMD, Cyrix и IBM. Процессоры отличаются друг от друга двумя характеристиками: типом (моделью) и тактовой частотой. Чем выше тактовая частота, тем выше производительность и цена процессора. Тактовая частота указывает, сколько элементарных операций (тактов) выполняется за одну секунду. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц). Следует заметить, что разные поколения процессоров выполняют одни и те же операции (например, деление или умножение) за разное число тактов. Чем выше поколение процессора, тем, как правило, меньше тактов требуется для выполнения одних и тех же операций. Кроме того, в каждом поколении существует ещё и целая серия отличающихся друг от друга моделей.


Оперативная память (RAM, ОЗУ) обеспечивает работу с программным обеспечением. Из неё процессор и сопроцессор (устройство, помогающее выполнять процессору сложные математические вычисления) берут программы и исходные данные для обработки. Характеристика оперативной памяти – объём, измеряемый в мегабайтах (Мб). Оперативная память выпускается в виде микросхем, собранных в специальные модули: SIMM, DIMM или новейший модуль RIMM. Каждый модуль может вмешать от 1 до 512 Мб. Лучшие модули памяти, поступающие на наш рынок, украшены лейблом Kingstone, Micron, Samsung. Конечно, «безымянные» модули собираются из таких же микросхем и стоят намного дешевле, но переплата нескольких десятков долларов за фирму себя окупает.

Чтобы компьютер работал, необходимо, чтобы в его оперативной памяти находились программа и данные. А попадают они туда из различных устройств компьютера. Таким образом, для компьютера необходим обмен информацией между оперативной памятью и внешними устройствами. Такой обмен называется вводом-выводом. Но этот обмен не происходит непосредственно: между любым внешним устройством и оперативной памятью в компьютере имеются два промежуточных звена:


1) Для каждого внешнего устройства в компьютере имеется электронная схема (контроллер или адаптер), которая им управляет. Некоторые контроллеры (например, контроллер дисков) могут управлять сразу несколькими устройствами.

2) Все контроллеры и адаптеры взаимодействуют с процессором и оперативной памятью через системную магистраль передачи данных, называемой шиной. Шина – системная плата, обеспечивающая ввод-вывод информации. Характеристикой шины является скорость обмена. Основные типы шин (расположены в порядке улучшения характеристик): ISA, EISA, VESA, PCI, AGP. Разъёмы-«слоты» стандарта PCI. Родился он около 10 лет назад и сегодня является основным стандартом слотов для подключения дополнительных устройств. Разъёмы PCI – обычно самые короткие, белого цвета, разделенные своеобразной «перемычкой» на две неравные части. Ранее в слот PCI устанавливалась и видеокарта, теперь для этой цели служит разъем AGP (Advanced Graphic Port). Это специальный, более быстрый с точки зрения пропускной способности слот. Остальные слоты в новые компьютеры не устанавливаются.

Для упрощения подключения устройств электронные схемы состоят из нескольких модулей – электронных плат. На основной плате компьютера – системной (материнской) – располагаются процессор, сопроцессор, оперативная память и шина. Схемы, управляющие внешними устройствами компьютера (контроллеры или адаптеры), находятся на отдельных платах вставляющихся в унифицированные разъёмы (слоты) на материнской плате. «Гнездо» для установки процессора: для каждого форм-фактора процессора существует свой тип материнской платы, как правило, несовместимый с другими процессорами. Так в гнездо для процессора Pentium III нельзя установить процессор AMD K7. И наоборот.


Итак, сегодня на рынке существует три материнских плат, для установки трёх разных классов процессоров:

  • платы с разъёмом Slot 1 предназначены для процессоров фирмы Intel. Тип разъёма – слот (длинное щелевидное гнездо).

  • Платы с разъёмом Socket-370 предназначены для установки новых процессоров Celeron фирмы Intel (частота от 400 МГц). Тип разъёма – квадратное гнездо.

  • Платы с разъёмом SuperSocket 7 (Socket A) предназначены для «альтернативных» процессоров фирм AMD, Cyrix, IBM и других. Тип разъёма – квадратное гнездо.

Одним из контроллеров, которые присутствуют во всех компьютерах, является контроллер портов ввода-вывода. Типы портов:

  • параллельные (LPT1-LPT4), к ним обычно присоединяют принтеры и сканеры;

  • асинхронные последовательные порты (COM1-COM4), к ним подсоединяются мышь, модем и т. д.;

  • игровой порт – для подключения джойстика;

  • порт USB (USB 2) – недавняя разработка — порт с наивысшей скоростью ввода-вывода, к нему подключаются новые модели принтеров, сканеров, модемов, мониторов и т.д. Одним из его достоинств является возможность подключения целой цепочки устройств. Например, через один порт USB подключен принтер, через принтер подключен сканер и т.д.


Некоторые устройства могут подключать и к параллельным, и к последовательным портам, и к порту USB (USB 2). Самый быстрый обмен осуществляется через порт USB 2, затем USB, параллельные же порты выполняют ввод-вывод с большей скоростью, чем последовательные (за счет использования большего числа проводов в кабеле).

Видеоадаптер (видеоконтроллер, видеокарта) предназначен для работы в графическом режиме. Главной задачей современной видеокарты является поддержка объёмной, трёхмерной графики (3D). Никогда не помешает и дополнительная возможность видеокарт – TV тюнер – приём телевизионного сигнала. Главной характеристикой является объём памяти.

Жесткий диск (винчестер, HDD) – предназначен для постоянного хранения информации, используемой при работе компьютера: операционной системы, документов, игр и т.д. Основными характеристиками жесткого диска являются его емкость, измеряемая в гигабайтах (Гб), скорость чтения данных, среднее время доступа, размер кэш-памяти. Для современного домашнего компьютера необходим жесткий диск объёмом не менее 10 Гб. Информация хранится на одной или нескольких круглых пластинках с магнитным слоем, над которыми летают магнитные записывающие головки. Винчестеры подключаются к материнской плате с помощью специальных шлейфов-кабелей, каждый из которых рассчитан на два устройства.

Внутренний динамик (PC Speaker) – устройство, предназначенное для вывода системных звуковых сообщений. Например, в начале загрузки компьютера происходит тестирование оборудования. Кроме того, внутренний динамик может использоваться некоторыми DOS программами и играми.

Звуковая карта – устройство, необходимое для редактирования и вывода звука, посредством звуковых колонок. Существуют 8, 16 и 20 разрядные (битные) карты.

Устройство для чтения компакт-дисков (CD-ROM) предназначено для чтения записей на компакт-дисках. Достоинства устройства – большая емкость дисков, быстрый доступ, надежность, универсальность, низкая стоимость. Основное понятие, характеризующее работу данного устройства – скорость. Самые первые CD-ROM – 1-скоростные. Сейчас появились 52-скоростные CD-ROM. Что значит 52 скоростной привод? Это значит, что он читает данные в 52 раза быстрее самого первого 1 скоростного (150 Кб/с) CD-ROM. Следовательно, 52 умножаем на 150… 7800 килобайт в секунду! Главный недостаток стандартных дисководов CD-ROM – не возможность записи информации. Для этого необходимы другие устройства:

CDR – дисковод с возможностью однократной записи информации на специальный диск, в России их называют «болванками». Запись на эти диски осуществляется благодаря наличию на них особого светочувствительного слоя, выгорающего под воздействием высокотемпературного лазерного луча.

CDRW – дисковод с возможностью многократной записи информации. Это устройство работает совершенно по другому принципу и совсем другими дисками, чем CD-R. В последнее время всё большее распространение получает DVDROM – устройство, предназначенное для чтения дисков формата DVD.

Накопители на гибких дисках (дискетах, флоппи-дисках) позволяют переносить документы с одного компьютера на другой, хранить информацию. Основным недостатком накопителя служит его малая емкость (всего 1,44 Мб) и ненадежность хранения информации. В последнее время стали появляться альтернативные устройства: внешние дисководы, с дисками емкостью до 1,5 Гб и намного большей скоростью чтения, нежели дисковод флоппи-дисков, однако они ещё мало распространены и весьма недёшевы.Проект на тему архитектура

BIOS (Basic Input — Output System) – базовая система ввода-вывода – микросхема, установленная на материнской плате. Именно здесь хранятся основные настройки компьютера. С помощью BIOS можно изменить скорость работы процессора, параметры работы для других внутренних и некоторых внешних устройств компьютера. BIOS – это первый и самый важный из мостиков, связующий между собой аппаратную и программную часть компьютера. Поэтому для современных BIOS немало важными особенностями является возможность её обновления, работы со стандартом Plag&Play (включи и работай), возможность загрузки компьютера с CD-ROM, сети и дисководов ZIP.

  1. Внешние устройства ПК

Внешняя архитектура современного персонального компьютера представляет собой соединение монитора, клавиатуры, мыши и акустической системы к системному блоку.

Системный блок (сленг. системник, корпус) — функциональный элемент, защищающий внутренние компоненты ПК от внешнего воздействия и механических повреждений, поддерживающий необходимый температурный режим внутри системного блока, экранирующий создаваемые внутренними компонентами электромагнитное излучение и является основой для дальнейшего расширения системы. Системные блоки чаще всего изготавливаются из деталей на основе стали, алюминия и пластика, также иногда используются такие материалы, как древесина или органическое стекло. В системном блоке расположены: материнская плата с установленным на ней процессором, ОЗУ, картами расширения (видеоадаптер, звуковая карта), отсеки для накопителей,

Монитор, дисплей — универсальное устройство визуального отображения всех видов информации. Различают алфавитно-цифровые и графические мониторы, а также монохромные мониторы и мониторы цветного изображения — активно-матричные и пассивно-матричные ЖКМ.

По строению: ЭЛТ — на основе электронно-лучевой трубки; ЖК — жидкокристаллические мониторы; Плазменный — на основе плазменной панели; Проекционный — видеопроектор и экран, размещённые отдельно или объединённые в одном корпусе; OLED-монитор — на технологии OLED.

Клавиатура компьютера — одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер. Стандартная компьютерная клавиатура, также называемая клавиатурой PC/AT или AT-клавиатурой (поскольку она начала поставляться вместе с компьютерами серии IBM PC/AT), имеет 101 или 102 клавиши. Клавиатуры, которые поставлялись вместе с предыдущими сериями — IBM PC и IBM PC/XT, — имели 86 клавиш. Расположение клавиш на AT-клавиатуре подчиняется единой общепринятой схеме, спроектированной в расчёте на английский алфавит.

По своему назначению клавиши на клавиатуре делятся на шесть групп: функциональные; алфавитно-цифровые; управления курсором; цифровая панель; специализированные; модификаторы.

Манипулятор «мышь» (в обиходе просто «мышь» или «мышка») — одно из указательных устройств ввода, обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером.

Принтер (англ. printer — печатник) — устройство печати цифровой информации на твёрдый носитель, обычно на бумагу. Относится к терминальным устройствам компьютера. Процесс печати называется вывод на печать, а получившийся документ — распечатка или твёрдая копия.

Принтеры бывают струйные, лазерные, матричные и сублимационные, а по цвету печати — чёрно-белые (монохромные) и цветные. Иногда из лазерных принтеров выделяют в отдельный вид светодиодные принтеры.

Сканер (англ. scanner)— устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта. Процесс получения этой копии называется сканированием. В большинстве сканеров для преобразования изображения в цифровую форму применяются светочувствительные элементы на основе приборов с зарядовой связью (ПЗС) (англ. Charge-Coupled Device, CCD).

По способу перемещения считывающей головки и изображения относительно друг друга сканеры подразделяются на ручные (англ. Handheld), рулонные (англ. Sheet-Feed), планшетные (англ. Flatbed) и проекционные. Разновидностью проекционных сканеров являются слайдсканеры, предназначенные для сканирования фотопленок. В высококачественной полиграфии используются барабанные сканеры, в которых в качестве светочувствительного элемента используется фотоэлектронный умножитель (ФЭУ).

Акустическая система — устройство для воспроизведения звука.

Акустическая система бывает однополосной (один широкополосный излучатель, например, динамическая головка) и многополосной (две и более головок, каждая из которых создаёт звуковое давление в своей частотной полосе). Акустическая система состоит из акустического оформления (например, «закрытый ящик» или «система с фазоинвертором» и др.) и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).

Заключение

Развитие электронной промышленности осуществляется такими быстрыми темпами, что буквально через один год, сегодняшнее "чудо техники" становится морально устаревшим. Однако принципы устройства компьютера остаются неизменными еще с того момента, как знаменитый математик Джон фон Нейман в 1945 году подготовил доклад об устройстве и функционировании универсальных вычислительных устройств.

К тому же, каждый пользователь, эксплуатирующий персональный компьютер, знает круг задач для решения, которых он использует компьютер, следовательно, и 10 лет назад приобретенная "286-я машина" исправно работающая, удовлетворяющая запросы того или иного специалиста является незаменимым его помощником в повседневном труде.

Поэтому рассмотренная выше тема дает наглядное представление о том, какое ведущее место в жизни общества занимают в настоящее время персональные компьютеры, сфера применения которых безгранична.

Список использованной литературы

1. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информатика: Учебник для студ. вузов. — М.: ПРОЕКТ, 2003.

2. Банк рефератов. Copyright © 2005-2009. http://referat2000.bizforum.ru

3. Википедия, свободная энциклопндия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_персонального_компьютера.

4. Информатика. Базовый курс. Для ВУЗов 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. СПб.: Питер, 2007. —640с.: ил.

5. Леонтьев В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2005. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 800с.: ил.

7. Производственное объединение ARAGOR, удобный банк рефератов.http://www.aragor.su/info

8. Рудометов Е., Рудометов В. Архитектура ПК, комплектующие, мультимедиа. — СПб, 2000.

9. Скотт Мюллер. Модернизация и ремонт ПК для новичков = Upgrading and Repairing PCs. — 17-е изд. — М.: Вильямс, 2007.

10. Студия ArtOfWeb.BIZ, дипломы, курсовые по информатике и компьютерныым технологиям, компьютерам и сетям. http://www.oszone.net/windows/arc.shtml

11. Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика/ Глав. ред. Е. А. Хлебалина, вед. науч. ред. А.Г.Леонов.— М.: Аванта+ 2003.—624с.: ил.

Приложение

Кроссворд на тему "Архитектура ЭВМ"

Проект на тему архитектураПроект на тему архитектура

По горизонтали

2. По аппаратной реализации. Несколько бис с возможностью аппаратного наращивания разрядности процессора. (ответ в ед.ч.)

7. Характеристика определяющая сколько максимум будет доступно озу

12. Один из способов адресации

16. Схема осуществляющая подачу сигнала с одного из информационных входов в одну выходную линию

22. Один из параметров озу

24. Что реализуется кабелями и портами

По вертикали

1. Устройство, которое обеспечивает запись и считывание информации

3. Устройство для ввода числовой и текстовой информации

4. Узел эвм, предназначенный для преобразования двоичного кода поступающего на его входы в управляющий сигнал на одном из его выходов

5. Эвм необходимые для контроля и управления каким-то конкретным агрегатом (вспомни область применения)

6. Регистр, который кроме сдвига осуществляет преобразование последовательного кода в параллельный и обратно

8. Совокупность всех устройств компьютера — это аппаратное…

9. … эвм – это общее описание структуры и функций эвм

10. Как называется процессор, способный одновременно обрабатывать несколько потоков

11. Жесткий диск является … . Устройством

13. По аппаратной реализации. Одна бис. (ответ в ед.ч.)

14. Схема, выполняющая функции обратные мультиплексора

15. Ultra ata — это … ide

17. Электронный блок, либо интегрированная схема, использующий машинные инструкции

18. Процесс разметки компьютерного диска — разбиения его на логические части сектора, дорожки и их пометка

19. Какие машины способны найти применения почти в любой области (вспомни область применения)

20. Элементарная база или время выпуска, производительность, область применение, функциональная принадлежность – что это

21. Главная микросхема пк

23. Как называется основное устройство долговременного хранения информации

25. … блок — центральная часть пк

Проект на тему архитектураПроект на тему архитектура

Источник: videouroki.net

архитектураАрхитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.

Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.

 

архитектура

 

И, наконец, архитектура — это самостоятельное направление в искусстве, с помощью которого профессиональные специалисты — архитекторы могут воплотить свое видение мира, а также с помощью строительных материалов в художественных образах выразить общественные идеи своего времени. Вот таким сложным и  многогранным определением можно передать смысл термина » архитектура».

 

архитектура

 

И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.

 

архитектура

 

Происхождение термина » архитектура».

Слово » архитектура» имеет сложное происхождение. Оно происходит от польского слова » architektura», которое было ранее позаимствовано из латинского » architektura». В свою очередь, в латинском языке это слово образовалось от слова » architectus» — архитектор.

А термин » архитектор» своим происхождением обязан соединению двух древне -греческих слов: » архи» — » старший», » главный», » начальник» и » тектон» — » строитель», » плотник» или » мастер». Следовательно, архитектура является плодом творчества архитектора — в дословном переводе с греческого » старшего плотника».

 

архитектура

 

Достоинства архитектуры.

По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:

  • объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
  • здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
  • архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
  • постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.

 

архитектура

 

Виды архитектуры.

Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:

  • Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
  • Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
  • Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
  • Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.

 

архитектура

 

Источник: design-fly.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение Буранная средняя общеобразовательная школа

Тема

Архитектура. Виды архитектуры

Выполнил

ученик 9А класса

Волошин В

Проверила

Оськина Е.А

п. Буранный 2012г.

Содержание

Введение

Архитектура

Виды архитектуры

Стили в архитектуре

Заключение

Литература

Введение

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

Выбор темы «Архитектура. Виды архитектуры» был обусловлен моим личным к ней интересом, а также тем, что архитектура — искусство, идущее в ногу со временем и всегда актуальное. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в, то, же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектура должна удовлетворять практическим нуждам человека, но она ещё и способна вызывать «эстетическое волнение», завораживать и удивлять. Этим и интересна архитектура. Цель моей работы раскрыть особенности архитектуры как вида искусства через художественные стили.

архитектура готика пространство барокко

Архитектура

Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Искусство архитектуры — воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города — их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делает архитектуру Искусством — искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Искусство архитектуры — воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени.

В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

Виды архитектуры

. Архитектура объемных сооружений.

Архитектура объемных сооружений включает, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие) промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.)

2. Ландшафтно-парковая архитектура.

Этот вид архитектуры связан с организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой — беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

. Градостроительство/

Градостроительная деятельность — деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания

Стили в архитектуре

Архитектура всегда была тесно связана с историей развития общества, его мировоззрением и идеями, с уровнем развития строительной техники, с представлением человека о пользе и красоте. Все это влияло на архитектурный стиль, то есть исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов. Архитектурный стиль проявляется в способах организации пространства, выборе характерных для данной эпохи архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений. Знакомство с различными архитектурными стилями много может рассказать о прошлом человека. В отличие от греков, знавших только колону, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов. Римские своды поражают изобразительностью, масштабами, обилием разновидности. Едва ли не высшим достижением римской конструкторской мысли был сомкнутый феерический свод, называемый обычно куполом. Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры — Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме в 125 году нашей эры. Круглое в плане зданий перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 метров.

Только в XIX веке, с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его ровняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространства огромного зала. Пантеон поражал великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золоченными розетками, стены внутри были выложены разноцветным мрамором, а колоны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.

. Древнеегипетский.

Древнеегипетский стиль зародился в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовал до 300 года нашей эры. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.

. Классический.

Этот стиль зародился в Европе в XVII веке в результате влияния итальянского Возрождения. В это время искусство Ренессанса уже широко распространилось на континенте.

. Романский.

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе <#»justify»>5. Древнерусский.

Древнерусским называется искусство в историческую эпоху, условно ограниченную, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988), а с другой — рубежом XVII-ХVIII веков, началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном, и ортодоксальном вариантах.

6. Барокко.

Стиль барокко появился в XVI — XVII веках в итальянских городах: Риме <#»justify»>7. Классицизм.

Классицизм зародился в европейском искусстве XVII <#»justify»>Заключение

Среди множества стертых от долгого употребления «золотых мыслей» имеется и такая: «Жизнь коротка — искусство вечно». Почти каждый где-нибудь да наталкивался на эти слова, но не всякому удается понять всю суть этой фразы. В одном ряду с величайшими книгами и картинами, изваяниями и симфониями встали архитектурные сооружения — так давно и так прочно, что никому не приходит в голову в этом усомниться. Эту прочную позицию в мире искусств архитектура заняла благодаря особенному качеству, что зовется гармоничностью, музыкальной согласованности частей. Слаженности целого и соразмерности деталей. А также тому особому свойству, которое до некоторой степени и другие искусства разделяют с архитектурой, но в ней оно проявляется наиболее внятно в особой масштабности человеку. Благодаря своему проекту я понял, что архитектура, будучи красивым и элегантным видом искусства, стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она тем отличается от других художеств, что это -искусство, в котором живут люди.

Литература

1. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. — М., 1996.

. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. — М., 2000.

Источник: dodiplom.ru

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu — вершина) — храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Храм Геры в Олимпии (Герайон). Дорический ордер. Конец 7 &ndash; начало 6 вв. до н.э.

Храм Геры в Олимпии (Герайон). Дорический ордер. Конец 7 – начало 6 вв. до н.э.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. – получил свое название «романский»  только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Замок Алькасар в романском стиле. Сеговия. Испания.

Замок Алькасар в романском стиле. Сеговия. Испания.

Основные постройки той эпохи – храм – крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Готика

Вид архитектурного стиля – готика в течение века (с середины 12-го до середины 13-го вв.) сменил романский стиль. В основе готических сооружений – конструкция каркасной системы со стрельчатыми сводами, арками. Первые готические соборы появились в Северной Франции. Церковь, созданная по новому проекту в 12 в. в аббатстве Сен-Дени под Парижем под руководством аббата Сугерия стала образцом готического архитектурного стиля. Такого рода сооружения появились в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Затем стиль дошел до Германии, Англии, Испании. После крестовых походов этот вид архитектурного стиля был внедрен в Сирии, Кипре, Родосе. В 14 в. в готическом архитектурном стиле возводили и городские сооружения, такие как ратуши. Например, ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада.

Ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада, готический&nbsp; архитектурный стиль.

Ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада, готический  архитектурный стиль.

Когда укрепилась государственность и необходимость домов-крепостей отпала, вместо замков стали возводить дворцы с элементами готического стиля. Пример архитектурного стиля — на фото внизу.

Комплекс папского дворца в Авиньоне. Старый дворец (1334&mdash;1342 гг.)&nbsp; построен при Бенедикте XII, Новый дворец (1342&mdash;1352 гг.) - при Клименте VI, стиль готика

Комплекс папского дворца в Авиньоне. Старый дворец (1334—1342 гг.)  построен при Бенедикте XII, Новый дворец (1342—1352 гг.) — при Клименте VI, стиль готика

В поздней готике зародился новый архитектурный стиль – Ренессанс, основывающийся на иной идеологии, которая, как в эпоху античной Греции, характеризовалась уважением к человеческой личности.

Вид архитектурного стиля – Ренессанс

Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв. Стиль вернул в архитектуру античные традиции, ордерную систему, которые сочетались с национальными мотивами и местными строительными материалами. В сооружениях подчеркивается простота линий, плоскости, пропорциональность, симметрия, ритмичность членения фасадов, горизонтальное направление. Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела. При строительстве в архитектурном стиле Ренессанс используются элементы ордерной системы. Первым зданием в стиле Ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377—1446 гг.) во Флоренции (1421 г.). Образец архитектурного стиля – на фото ниже.

Воспитательный дом. Архитектор Ф. Брунеллески. Флоренция. 1421 г., архитектурный стиль &ndash; ренессанс.

Воспитательный дом. Архитектор Ф. Брунеллески. Флоренция. 1421 г., архитектурный стиль – ренессанс.

Дальнейшее развитие общества вновь вело к усложнению структур и конструкций, что породило новый вид архитектурного стиля – барокко.

Вид архитектурного стиля барокко

Архитектурный стиль барокко зародился в Италии в конце 17 в. благодаря творчеству великих мастеров, одним из которых был Микеланджело. Центром барокко стал Рим — столица искусств, откуда архитектурный стиль барокко распространился в другие страны. Для барокко характерны пластичность и криволинейность рельефных фасадов, обильное присутствие декора и лепнины, многоярусность храмовых куполов. В архитектурном стиле возводили соборы, дворцы и общественные сооружения.

Фасад церкви Санта-Сусанна. Архитектор Карло Мадерна. Рим. 1603 г. Вид архитектурного стиля - барокко

Фасад церкви Санта-Сусанна. Архитектор Карло Мадерна. Рим. 1603 г. Вид архитектурного стиля — барокко

Из Италии барокко пришло в Испанию, Францию, Германию, Фландрию, Россию, Восточную Европу. В Испании и Латинской Америке здания в стиле барокко были особенно пышно украшены, это направление получило название «чурригереско». Во Франции этот архитектурный стиль приобрел монархические черты, выразившись в великолепном Версале. Барокко в России получил направления, получившие названия «голицынское», «елизаветинское», «нарышкинское», «петровское». В княжестве Литовском развивались течения «сарматское барокко», «виленское барокко». Архитектурный стиль, фото которого находится ниже, можно определить как «виленское барокко».

Софийский собор в Полоцке. Восстановил собор 1738-1750 гг. виленский архитектор Ян Криштоф Глаубиц. Вид архитектурного стиля - барокко.

Софийский собор в Полоцке. Восстановил собор 1738-1750 гг. виленский архитектор Ян Криштоф Глаубиц. Вид архитектурного стиля — барокко.

Источник: www.facade-project.ru

марина гусарова
Проект «Архитектура нашего города»

Разработчик проекта: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №5 «Родничок»» г. Луховицы М. С. Гусарова.

Название проекта: «Архитектура нашего города»

Тип проекта:

– по доминирующему методу: творческий, исследовательский;

– по характеру содержания: ребенок – педагог – семья;

– по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

– по характеру контактов: старший дошкольный возраст в контакте с педагогами и семьей;

– по количеству участников: фронтальный, групповой;

– по продолжительности: среднесрочный.

Длительность проекта: полгода.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Итоговое мероприятие: конкурс творческих работ «Юный архитектор».

Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.

Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы, а также для патриотического воспитания детей.

Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями ознакомления детей с архитектурой родного города и их использованием в реальном взаимодействии нашего дошкольного учреждения с семьей в воспитательно-образовательном процессе указало на необходимость практического разрешения данной проблемы. Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города.

Целеполагание: только при совместном взаимодействии с семьей, разных форм работы: совместные экскурсии, праздники, развлечения, создание фотоальбомов, выставки совместного творчества по заданной тематике, участие в различных конкурсах, «круглый стол» (представление семейного опыта); родительские собрания, консультации, информационные буклеты, брошюры, информация на сайте учреждения, папки-передвижки, практические занятия для родителей, мы можем говорить об успешном ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием и архитектурой города Луховицы.

Цель проекта: комплексное интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие детей, повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного города, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду.

Основные задачи проекта.

1. Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.

2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.

3. Развивать интерес к изучению памятников архитектуры города Луховицы.

4. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.

5. Повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с архитектурой города.

6. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой города Луховицы.

Практическая значимость проекта.

Предлагаемая организация партнёрских взаимоотношений между семьей и ДОУ помогает эффективной совместной работе всех субъектов дошкольного образования в процессе ознакомления детей с архитектурой родного города, повышают педагогические знания родителей, помогают решить задачи эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры. Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.

Этапы работы

Этапы реализации проекта Содержание работы Участники

Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. педагоги ДОУ,

родители, дети

Организационный этап Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия педагоги ДОУ,

родители, дети

Формирующий этап Проведение НОД с детьми (комплексные, тематические, посещение выставок, музея, экскурсии по городу.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта. педагоги ДОУ,

родители, дети

Итоговый этап Проведение итогового мероприятия (конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта педагоги ДОУ, специалисты ДОУ

родители, дети

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращается внимание – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Организационный этап.

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия, составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу.

Формирующий этап.

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ (комплексные, тематические, посещение выставок, музея и т. д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта.

Итоговый этап. Проведение итогового мероприятия (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей об архитектуре города Луховицы, но испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку-дошкольнику.

Мир архитектуры – это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

Работа с детьми

Разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с краткой историей родного города, которое предполагает рассматривание следующих блоков.

О городе.

Мы живем в городе Луховицы. Луховицы – небольшой город Московской области, расположенный на реках Вобле и Черной, в 135 километрах от столицы России. Площадь населенного пункта составляет 16,1 квадратных километров.

Первое упоминание в документах о сельце Глуховичи – 1594-1597 г. Позднее село стало центром Луховицкой волости. В середине 19 века века здесь прошла железнодорожная ветка «Москва-Рязань». Вокруг новой железнодорожной станции образовался населенный пункт. Благодаря удачному транспортному расположению село получило статус волостного центра Зарайского уезда Рязанской губернии. Находясь на важных транспортных магистралях, торговые Луховицы развивались и росли. По сведениям тех времен, зажиточные луховицкие крестьяне везли в Москву из деревень щедрой Приокской поймы коровье масло, сливки, сметану, творог.

В 1931 году был образован Луховицкий район. В 1949 году в Луховицах началось строительство лётно-испытательной базы Московского авиационного завода, который позже стал Луховицким машиностроительным заводом. Главным направлением деятельности этого предприятия стало испытание новых военных самолётов.

В 1953 году в населенном пункте был испытан первый самолет Ил-28. В 1950-е годы в поселке было открыто ряд крупных предприятий, построено множество жилых домов. В 1957 году Луховицы получили статус города. В состав нового города были включены: Луховицы, Злобино, Сушково, Кунаково. Самый новый район города был назван Соцгородом.

Промышленные предприятия города: ООО «Скай-Сервис», ГУ «Луховицкий лесхоз», ОАО «Луховицы-карьер», Луховицкий молочный завод, Завод по выпуску гофрокартона, ООО «ИНКО-Телеком», ОАО «Луховицкая швейная фабрика», АО «Транснефть – Диаскан».

Социально-культурные объекты: клуб на улице Пушкина, Централизованная библиотечная система, РДК «Старт», музыкальная школа «Орфей», пять средних школ, Луховицкий авиационный техникум, Современный гуманитарный университет, центр развития творчества детей.

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами: удобство, польза; конструктивные свойства; эстетические свойства. Данный блок включает в себя следующие темы:

А) «Луховицы — храмы» — знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) «Жилые здания» – тема рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее: изба, коттеджи)

В) «Общественные здания» – тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады.

Г) «Промышленные здания» – тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города.

При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Формирующий этап.

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре города Луховицы. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город – частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных, соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Работа с родителями

Проведение родительского собрания «Знакомим дошкольников с архитектурой города», намечаются основные пути взаимодействия.

Деловая игра с родителями «Путешествие по родному городу Луховицы», в процессе игры участники не просто получают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В обсуждении участники игры анализируют ситуацию со всех сторон и находят приемлемое решение, как знакомить детей с архитектурой родного города.

Для изучения истории и достопримечательностей родного города оформляется папка-передвижка «Луховицы – город древний, город молодой», где размещается интересная информация для родителей и детей.

Совместно с родителями собирается материал о родном крае, о памятниках города.

Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу.

Памятник огурцу. «Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан».

В день 50-летия подмосковного города Луховицы в нем появился необычный памятник, изображающий огромный огурец. В скульптурную композицию включена также бочка, которая, по сути, представляет собой постамент памятника. Надпись на ней выражает благодарность «огурцу-кормильцу» от лица всех жителей города.

История этого необычного памятника достаточно проста: выращивание огурцов с давних пор является одним из основных источников доходов Луховичан. Например, в 90-е годы XX века, когда экономическая ситуация в стране была крайне непростой, горожан буквально спасли огромные урожаи огурцов. Эти овощи отправлялись на продажу в Москву, и жители российской столицы оценили высокое качество Луховицких огурцов по достоинству.

Если посмотреть на памятник внимательно, между листьями огурца можно увидеть монеты: так скульптор отразил ту роль, которую сыграл полезный и вкусный овощ в укреплении благосостояния жителей Луховиц. А чтобы еще сильней выразить свою благодарность овощу-кормильцу и подчеркнуть его значимость, памятник установили в самом центре города. Огурец сегодня является символом Луховиц. Кстати, этот город и по сей день остается одним из основных поставщиков огурцов в Москву.

Говоря о Луховицах и о роли выращивания огурцов в развитии города, можно отметить, что одним только созданием памятника своему любимому овощу горожане не ограничились. В городе функционирует Музей огурца, экспозиция которого посвящена, в частности, различным сортам этого овоща, которые выращивают жители Луховиц и их окрестностей.

Памятник почтальону Печкину.

Всем, кто в детстве с интересом смотрел мультфильмы о приключениях дяди Федора в деревне Простоквашино, можно порекомендовать посетить подмосковный город Луховицы. Взаимосвязь между мультипликационной деревней и городом Московской области на первый взгляд не очевидна, но все-таки она есть: в Луховицах несколько лет назад открыт памятник почтальону Печкину.

Находится он прямо перед зданием почтового отделения. Открытие памятника было приурочено ко Всемирному дню связи. В тот день также открыл свои двери для жителей города и обновленный почтовый офис (тот, возле которого установлен памятник). Кроме того, этот день совпал с юбилеем города: Луховицам исполнилось 50 лет.

Автором памятника является скульптор П. Горбунова. Изваянный в бронзе почтальон Печкин не одинок на постаменте: рядом с ним находятся и пес Шарик, и хозяйственный кот Матроскин, и разговорчивый галчонок Хватайка. Только дядю Федора (по сути, главного персонажа «простоквашинской» серии мультфильмов) скульптор не включила в композицию. Здесь можно отметить, что в российских городах установлено несколько памятников, посвященных «простоквашинцам», и ни в одной из скульптурных композиций не присутствует дядя Федор.

Почтальон Печкин, памятник которому установлен в Луховицах, является своего рода символом российской глубинки, где сотрудники почты всегда играли особую, важную роль. Рядом с бронзовым Печкиным – его неизменный велосипед: этот вид транспорта нередко оказывал почтальонам маленьких городов большую помощь в работе.

Сады и парки нашего города

Казанская церковь

Эта церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери была построена в середине XVIII века в селе Сушково. В 1957 году село было включено в состав города Луховицы, и церковь также оказалась в его пределах.

Казанская церковь в Луховицах – один из тех редких образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся до настоящего времени. Церковь была возведена в 1754 году, деревянное здание было поставлено на каменный подклет. Здание было двухъярусным, построенным по типу «восьмерик на четверике». К главному зданию были пристроены трапезная и колокольня. История сохранила имя храмоздателя – человека, пожертвовавшего деньги на строительство храма. Им был помещик Иван Свечин. Кроме главного престола, храм имел еще придел в честь святителя Николая Мирликийского. Это придел был устроен в честь упраздненной Никольской церкви, стоявшей на кладбище в соседнем селе Ошакове.

С Казанской церковью связана одна местная легенда, согласно которой она стояла на правом берегу реки Вобли, а затем была перенесена на нынешнее место, так как жене священника было явление Богородицы.

При большевиках храм был закрыт и использовался как складское помещение. При этом удалось сохранить, по большей части, его убранство, к примеру, стенную роспись и резной иконостас. Восстановление храма началось в конце 80-х годов.

Кроме Казанской церкви, в Луховицах есть еще три храма более поздней застройки (ХХ век и рубеж ХХI столетия) – во имя Николая Чудотворца, в честь Троицы Живоначальной и Рождества Христова.

Церковь Николая Чудотворца

Никольская церковь в Луховицах построена в начале XX века. По некоторым данным, дата ее постройки – 1903 год, другие источники называют 1913-14 годы. Храм был приписан к церкви Подлесной Слободы.

Нужно отметить, что разрешение на строительство Никольского храма в селе было получено еще в конце XIX столетия, но по каким-то причинам строительные работы начались далеко не сразу. Продолжались они примерно год.

Автор проекта здания – архитектор Федор Васильевич Рыбинский. Им было спроектировано несколько храмов в Подмосковье. Однокупольная Никольская церковь выстроена в псевдорусском стиле, но эклектика также оказала определенное влияние на облик здания.

В 30-е годы XX века богослужения в церкви были прекращены, храм был разорен. В середине 90-х годов здание было передано общине верующих. К тому времени церковь находилась в полуразрушенном состоянии: была уничтожена колокольня, здание лишилось крыши, в оконных проемах не было рам, в дверных проемах отсутствовали двери. Здание, долгое время пустовавшее, заброшенное, было фактически превращено в мусорную свалку.

Была начата реставрация храма. В начале 2000-х годов на церковной территории был восстановлен Никольский источник, который верующие с давних пор почитают как святой, целебный.

Мемориальный комплекс «Аллея Славы»

Аллея Славы – мемориальный комплекс, расположенный в северной, исторической части города Луховицы, недалеко от железнодорожного вокзала и историко-художественного музея. Рядом с Аллеей Славы также можно увидеть площадку, на которой под открытым небом экспонируется образцы военной техники. На ней представлены истребитель МиГ-21, реактивный учебно-тренировочный самолет Л-29, а также минометы, противотанковая пушка, гаубица и средний танк Т-55. Памятник Петру I был установлен перед Луховицким музеем в связи с тем, что в окрестностях города был спущен на воду первый российский военный корабль.

Сначала на месте мемориального комплекса в 1967 году в Луховицах был установлен памятник, посвященный погибшим в годы Великой Отечественной войны солдатам. Автором проекта этого монумента стал архитектор Н. Бойцун. Монумент был сооружен на средства горожан. Первой была изготовлена стела памятника, через восемь лет в Луховицах был торжественно открыт «вечный огонь» мемориала – церемония была приурочена к празднованию 30-летию Победы в Отечественной войне.

В 2005 году комплекс дополнила Аллея Славы, посвященная жителям Луховиц – обладателям звания «Герой Советского Союза».

Изучение материала происходит с использованием книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», компьютерной технологии: «Искусство и архитектура», «Современный деревянный дом», энциклопедии Кирилла и Мефодия раздел «Архитектура», рассматривания цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.

Совместно с родителями оформляются альбомы и папка-передвижка «Луховицы – город мой родной». Родители активно участвуют в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с жилыми, промышленными, общественными зданиями. Эти игры не только обогащают знания детей об архитектуре города, но и мотивируют их к творческому рассказыванию о памятных и интересных местах города Луховицы и созданию новых игр, например:

«Знатоки города Луховицы». Цель: формировать умение свободно использовать знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви и гордости за него.

«Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.

«Где находятся памятники?». Цель: формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.

Развивающие игры: 1) «Разные дома» (цель: учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета); 2) «Стройка» (цель: учить детей конструировать по схематическому образцу).

Итоговый этап.

Итоговым мероприятием является смотр-конкурс творческих работ «Юный архитектор».

Выводы. В результате реализации проекта у детей возрастает уровень знаний об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повышает познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию города Луховицы, что эффективно отражается на нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей.

Дальнейшее развитие проекта.

Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры России, ознакомление с приемами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории ДОУ.

Источник: www.maam.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.