Архитектура в жизни человека



1. Архитектура — не профессия, а образ жизни

Архитекторы, как правило, постоянно думают об архитектуре. Не только об известных зданиях и проектах. В любой мелочи, попадающейся на глаза, я сразу ищу архитектурное начало, начинаю всматриваться в материал, форму, детали, освещение и так далее. Если же предстоит какая-нибудь поездка, то прежде всего я составляю список объектов, которые нужно обязательно успеть посмотреть. И 90% всех книг, что я купил для себя, — про архитектуру.

2. Люди уважают архитекторов

Даже если они не всегда понимают, чем конкретно архитектор занимается, есть сложившееся мнение об архитекторах как о высоконравственных и ответственных людях, которые работают, прежде всего, на благо человечества. По той же причине в кино и на телевидении главных персонажей часто изображают архитекторами.

3. Архитектура постоянно эволюционирует

Архитекторы не художники — мы работаем в постоянном контакте со строительными технологиями. Материалы и методики строительства все время развиваются, и архитекторы — как представители общественности в широком смысле слова — могут влиять на эти процессы. Создаются новые проекты и концепции, которые определяют вектор развития строительной отрасли. Архитектура — одна из немногих профессий, находящихся в постоянном движении.


4. Архитектор обладает свободой творчества и самовыражения

Работая с физической средой, архитектор постоянно имеет дело с конкретными условиями, которые часто направляют развитие проекта. Но уже внутри этих условий появляется полная свобода для выражения своих художественных задумок. Возьмите любой конкурс: все команды работают с единым техническим заданием, но результаты получаются совершенно разными. И так каждый раз.

5. Вы можете быть сами себе начальником

Даже если фирма состоит из одного человека, она все равно способна полноценно разрабатывать проекты практически любого масштаба. Вы можете единолично заявиться на крупный конкурс и выиграть его, обойдя при этом большие компании — не думаю, что существует много других профессий, где такое возможно. Я не раз видел проектные группы из трех человек, разрабатывающих строительную документацию для здания площадью более 100 тыс. кв. м.

6. Результат вашей работы осязаем

Любой, кто видит только что построенное здание, над которым он долго работал, поймет, о чем идет речь. Меня все еще переполняют эмоции, когда я вижу свой первый реализованный проект — это как управлять своей собственной лабораторией, где вы можете экспериментировать и совершенствовать вещи, которые считаете важными. В конце концов, не зря же архитекторы очень трепетно относятся к своим проектам.


7. Вы можете положительно влиять на жизнь людей

Очень полезно развивать личные отношения с клиентом, особенно зная, что этот процесс положительно повлияет на итоговый результат. Оценивая конечный продукт, люди признают роль, которую объект играет в обществе.

8. Каждый день архитектор экспериментирует

Несмотря на необходимость соблюдения конкретных строительных норм и технологий, к итоговому результату всегда можно прийти разными путями, и каждый из них будет верным. Потому что нет двух архитекторов, которые в идентичных обстоятельствах решат проблему одинаково. Можно сказать, что все вкладывают немного личного в каждый проект. Постоянно приходится пробовать новые приемы, изучать различные материалы и применять новые технологии в каждом проекте.

9. Архитектурная карьера продолжительна

Вы можете практиковать архитектуру столько времени, сколько захотите. В любом случае, вы всегда останетесь архитектором, даже если им больше и не работаете. Возможно, поэтому большинство архитекторов добиваются успеха уже ближе к 50 годам. Наверное, сначала необходимо прийти к некоего рода пониманию себя как личности, а уже потом начинать влиять на окружающую среду.


10. В рамках архитектурной профессии существует невероятное разнообразие сфер деятельности

В отличие от других профессий, вы получаете диплом архитектора без точного определения сферы деятельности. И это действительно замечательно, потому что, только закончив учебу, вы сами еще толком не знаете, что захотите делать в жизни. Вы можете кочевать между маленькими и большими фирмами, менять свою роль в процессе проектирования. Вы можете работать в различных топологиях: жилой, офисной, проектировать интерьеры… но все равно будете архитектором.

Бонус: Архитекторы могут носить очки странных форм. И им это сойдет с рук.

Ле Корбюзье

Источник: archspeech.com

Архитектура как вид искусства

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.


r />Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города — их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством — искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Великая Китайская стена, собор Святого Петра в Риме, Эйфелева башня в Париже. Искусство архитектуры – воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

этому стоит особо подметить ту важную деталь, что архитектура – это еще и очень точный барометр уровня развития цивилизации, ее истории, культуры и интеллектуального уровня разных народов, поскольку у каждой страны – России, Франции, Германии, Италии, Испании, Греции, Дании, Польши, Украины, Индии, Японии, Китая, Египта – свое лицо, свой внутренне-национальный колорит, свои традиции и обычаи. Все это так впечатляюще, так ярко и так неповторимо отображается в архитектуре каждой страны, непосредственно в ее собственной истории. Да и сама архитектура – это своеобразная «визитная карточка» города, государства, и эпохи в целом.

Источник: otvet.mail.ru



В работе были рассмотрены способы влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека.

Ключевые слова: архитектура, психологическое состояние, влияние.

В первую очередь на состояние здоровья человека влияет образ жизни и окружающая среда, поэтому так важно, где и как он живет. Архитектура играет в жизни человека особую роль. С помощью комбинации линий, углов и цвета здания оказывается влияние на сознание человека, что формирует его социальное поведение. Создавая какое-либо сооружение, архитектор должен опираться не только на его эстетические составляющие, но и на то, как это отразится на людей. Эта проблема требует особого внимания, так как нельзя точно определить влияние того или иного качества на каждого человека. Задачей архитектора является изучить влияние разных аспектов архитектуры, для дальнейшего использования этих знаний в целях улучшения качества жизни.


В современном мире негативное влияние архитектуры встречается все чаще. Экономия средств и времени приводит к упрощению форм и упадку архитектурной и духовной ценности зданий. Человека окружает монотонная застройка одинаковой формы и однотонного цвета. Асфальтовое покрытие, сплошные голые стены и монолитные стекла не гармонируют с природой, меняют поведение человека в худшую сторону.

Обезличивание городов начало происходить в советский период, когда каждой семье полагалась отдельная квартира, а потому началась массовая застройка однотипных серых домов. Психология не играла тогда важной роли, основной задачей было построить большее количество домов в короткие сроки. В это время человек, привыкающий видеть тусклые тона, теряет прежнюю работоспособность.

В некоторых зарубежных странах архитекторы обращаются за консультацией к психологам в процессе проектирования зданий различного назначения. Благодаря многолетним исследованиям удается создавать сооружения с соответствующими потребностями пользователей и избежать проектировочных ошибок.

Архитектура имеет следующие способы воздействия на людей:

– цветовое решение;

– естественное и искусственное освещение;

– строительные материалы;

– архитектурные формы.


Цвет является одним из главных моментов в проектировании сооружений. Сейчас архитекторы широко применяют этот прием, чтобы положительно влиять на психологическое состояние человека. Используются в меру яркие не резкие оттенки, которые разбавляют общую серость застройки.

Яркий пример того, какой эффект производят определенные цвета на человека:

– оранжево-красный оказывает возбуждающее действие, увеличивает частоту сердцебиения и повышает давление;

– синий цвет темных оттенков успокаивает, способствует физическому и ментальному расслаблению;

– серый цвет нейтрален, тем не менее способствует меланхолии;

– желтый поднимает настроение и активизирует работу мозга;

– зеленый снимает нервную и зрительную усталость.

Не только цветовая гамма может отразиться на горожанах, оптически агрессивные поля являются проблемой современных городов. Нужно избегать пространств, в которых многократно повторяются одинаковые элементы, вызывающие усталость глаз. Примером является типичная многоэтажная застройка с одинаковыми оконными проемами.

Положительно влияет на психику естественное освещение. Благодаря солнцу вырабатывается серотонин и мелатонин, отсутствие которых приводит к меланхолии и сбою в биологических часах.

Помимо количества цвета, важна также его температура:

– холодные оттенки ассоциируются с дневным временем, когда у человека больше энергии;


– теплые оттенки проводят параллель с вечером или рассветным солнцем, когда организм расслаблен.

Материалы оказывают влияние на эстетическую и тактильную стороны здания. Благодаря им сооружение может визуально выделяться, производить положительное впечатление. Например, глухая кирпичная стена передает скуку и монотонность.

Форма также вызывает у человека определенные эмоции. Простые формы, например, квадрат и овал, легче и качественнее воспринимаются чем сложные. Линии в архитектуре оказывают следующее влияние:

– прямые линии ассоциируются с ясностью и умиротворением;

– изогнутые с изяществом и легкостью;

– кривые и ломанные с агрессией и резкостью.

Любимой для человека остается прямоугольная форма, она символизирует рациональность и надежность.

Немаловажна планировка города. Высокая плотность застройки и высота зданий влияет на уровень преступности. Например, такое проявление ярко выражено в Нью-Йорке, где число преступлений увеличивается пропорционально с высотой зданий.

Нельзя забывать про зеленые насаждения, которые непременно должны находиться в гармонии с архитектурой. Растения улучшают окружающую среду, оказывают влияние на температуру, влажность и газообмен. Эстетические качества зеленых насаждений, пение птиц и шорох листьев создают оптимальные условия жизнедеятельности человека. Растения можно располагать не только рядом с архитектурой, но и непосредственно на самих сооружениях. Насаждения положительно влияют как на здоровье человека, так и на его эмоциональное состояние.


Таким образом задачами архитектора является не только разработка планов и фасадов, а также полное осмысление влияния его сооружения на людей. Следует создавать больше уникальных зданий, избегая монотонности. Чтобы человек чувствовал себя комфортно, важно учитывать все вышеперечисленные факторы, не забывая про озеленение территорий. Только в этом случае удастся создать гармонию архитектуры и человека.

Литература:

  1. Степанов, А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. — М.: Строй — издат — 1993. — 295 с.
  2. Сомов, Г. Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация / Г. Ю. Сомов // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский [и др.]. — М.: Строй — издат. — С. 82–149.
  3. Шилин, В. В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций / В. В. Шилин -Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. архит.-строит. ун-та, — 2011. — 66 с.

Источник: moluch.ru

Печальный опыт “Прюитт-Игоу”

В 50-е годы 20-го века в Сент-Луисе, США был построен комплекс “Прюитт-Игоу” из 11-этажных домов. Первое время “Прюитт-Игоу” процветал, но постепенно уровень жизни в комплексе падал. Одни эксперты считали, что причиной стала плохая работа коммунальных служб. Другие утверждали, что во всем виновата микрорайонная застройка: якобы “муравейники” вызывали дискомфорт и стимулировали рост криминала. Менее чем через 20 лет  “Прюитт-Игоу”, построенный за 36 миллионов долларов, пришлось снести из-за отсутствия желающих там жить.


Снос "Прюитт — Игоу". Фото: en.wikipedia.org

Петербург Трезини и 21 век

По данным историков, Петербург начинали строить по плану, тщательно продуманному в 18 веке. В его подготовке участвовали Доминико Трезини и Жан-Батист Леблон. В 19 веке в городе была распространена квартальная застройка. Позже исследования, которые провели психологи, показали, что в ней человек чувствует себя комфортнее, чем в микрорайонной. Сейчас квартальная застройка — нередко одна из причин, по которой многие горожане предпочитают селиться в исторической части Северной столицы.

Карта Петербурга, 1744 год. Фото: en.wikipedia.org

Частная собственность для публики

В популярных у туристов городах много свободного пространства, на котором не стоят жилые дома или офисы. Но бизнес вкладывает собственные деньги в их благоустройство для поддержания имиджа. Скульптурные композиции, архитектурные элементы, садово-парковое искусство позволяют гостям и местным  жителям сменить обстановку, отдохнуть от офиса во время обеда или поработать на ноутбуке под открытым небом. В Торонто, Нью-Йорке, Роттердаме и других городах для таких псевдообщественных пространств напечатаны специальные инструкции. Они рассказывают, что на них можно делать, а чего нельзя. Например, в Лондоне вокруг городской мэрии располагается частный квартал More London. На его территории можно полюбоваться на виды столицы Великобритании, погулять, почитать книгу. Но, например, брать интервью или проводить акции протеста без разрешения здесь не полагается.

Территория More London. Фото: theguardian.com

Источник: zen.yandex.ru

Эпохи и стили

Античность. Архитектура той эпохи представлена зодчеством Древней Греции. В это время активно развивалась наука, совершенствовались различные виды искусства, начали появляться святилища богов. Древние греки открыли всему миру геометрию и использовали ее основные законы в строительстве. Для античной архитектуры характерна пропорция, гармония. Впервые появилась ордерная система строительства, сформировалась культура возведения колоннад. Зодчество этого времени оставило после себя величайшие памятники, такие как Парфенон, Олимпейон, храм Ники Аптерос в Афинах и т. д.

78d8928aa6441a19d4e2ba53abe4369d.jpg

Средневековье. Начало эпохи ознаменовало падение Римской империи. Появилось новое государство Византия, которое на протяжении нескольких веков развивало архитектуру и строительство. В то время зодчество было неразрывно связано с философскими идеями, с духовным миром человека. Внешняя красота считалась второстепенной. Многие памятники архитектуры Средневековья внешне выглядят неприметно и даже скромно, но внутренняя организация пространства потрясает даже современных строителей. Среди наиболее ярких произведений зодчества того времени можно назвать собор Святой Софии в Константинополе.

b592baf03346e75e97443abaf09f7083.jpg

Готика. Готический стиль в архитектуре появился во времена замков и рыцарей. Это массивные здания с толстыми стенами, устремленными ввысь. Строения должны были не только выполнять функцию жилища, но и защищать своих обитателей от врагов. В архитектуре совместились стили и материалы, которые ранее никогда не использовались вместе. Массивные каменные глыбы украсили легким стеклом, а суровость скальных пород оживили витражами. В архитектуре стали использовать небольшие полуарки, множество колонн, заостренные оконные и дверные проемы. Готический стиль лучшим образом демонстрируют соборы во Франции, например Шартрский.

64989a88d42e6e9d8912414ad5af7b55.jpg

Возрождение. Эпоха XIV–XVI вв., получившая название Ренессанс, связана с Италией. В то время в Риме возродился интерес к Античности. Развивались идеи гуманизма, просвещения, пропагандировался культ красоты человеческого тела. Художники и архитекторы эпохи Возрождения оживили Европу. Новые здания приобрели более мягкие черты, симметрию, ритм. Колонны и декоративные элементы уже не выглядели нагромождением каменных глыб, а располагались с определенным интервалом. В эпоху позднего Возрождения архитектура приобрела черты элегантности, изысканности. Вернулась мода на декорации и скульптуры.

96c3878a6b4d2de9a38d406f89aa86e0.jpg

Барокко. Этот стиль в архитектуре стал новой ступенью развития Ренессанса. Влияние церкви на мировоззрение людей ослабло, набирает силу новая светская философия. Для зданий в стиле барокко характерна монументальность, сочетающаяся с эффектом неожиданности. Строители XVI–XVIII вв. пренебрегали традиционными правилами и активно использовали в проектах идеи несоответствия между разными элементами зданий. Например, на фасадах предусматривали крупный декор. Сооружения располагали в пространстве таким образом, чтобы на стенах создавалась особая игра света и тени. Придать зданию оригинальный облик помогали также чередования выпуклых и вогнутых элементов.

cb2f02360955897b81f8b3437ae1bb95.jpg

Классицизм. Этот стиль активно развивается в XVIII–XIX вв. Он возвращает архитектуру к древним традициям, отказывается от вычурности барокко. Развитие классицизма во многом обусловлено техническим прогрессом – это эпоха больших открытий и достижений в различных областях наук. Свое влияние на архитектуру оказали и социально-политические процессы. В обществе появился новый класс буржуазии, который искал собственный стиль, отражающий идеалы. В архитектуре это выразилось частичным принятием традиций Античности. Здания получили симметричные фасады, портики, колоннады. В качестве декора использовали розетки, пилястры, урны и другие элементы.

ea089c52c27c94101e607dc66f487158.jpg

Модерн. Модный стиль конца XIX века. Модерн влиял на архитектуру всего несколько десятилетий, но даже этого времени ему хватило, чтобы оставить после себя настоящие памятники. В XIX веке прогрессивное общество стремилось изменить традиционный взгляд на эстетику строительства. Инженеры использовали в своей работе творческий подход, противопоставляя модерн эклектике. Основной посыл архитектуры этого времени – использование композиционных приемов, позволяющих собрать воедино разнохарактерные элементы и подчинить их одной идее.

998b5b85cb36d32305fe7e4ff91781b8.jpg

Постмодернизм. Это один из поздних стилей архитектуры. Он зародился в середине прошлого столетия в США и постепенно распространился по всему миру. Основной целью создания нового стиля стал отказ от уныния, однообразия городской архитектуры в пользу индивидуальности. Постмодернизм вернулся к истории, возродил забытые традиции зодчества. Для него важна максимальная гармония здания с окружающим пейзажем. Из архитектуры постепенно исчез принцип автономии, изолированные дома на больших пустых пространствах ушли в прошлое.

e730c7ed2b521795505e507b2ff39dbb.jpg

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Социальное значение архитектуры в том, что оно является показателем развития общества. Современные города постоянно меняются, подстраиваясь под новые требования и ритм жизни. Сегодня дома и здания стали не просто средой обитания человека, но и пространством для его личностного развития. Архитектура стала в большей степени функциональной. Теперь в проектах учитывают не только внешний вид здания, но и экономическую составляющую строительства, экологические факторы, форму внутренний помещений. Имеют значение даже эмоции, которые здание будет вызывать у прохожих.

Современная архитектура также должна вписываться в уже имеющуюся стилистику. Невозможно изменить городской пейзаж под одно конкретное здание. Это оно должно гармонировать с окружающим пространством, но выглядеть при этом максимально свежо.

Источник: ardexpert.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.