Архитектура как вид искусства кратко


Гегелевская архитектура

Архитектурная философская концепция изложена в трудах Гегеля «Эстетика». Положения, выдвигаемые Гегелем относительно архитектуры в качестве вида искусства, представляют собой не просто исторический интерес. С точки зрения архитектуры 19-20 века вклад Гегеля в развитие данного подхода требует очень внимательного отношения.

Гегелевская концепция духа и духовной человеческой культуры больше чем другие философские концепции дает понимание процессов, которые происходят в духовной культуре человечества. Фактически философское наследие Гегеля находится накануне своего Ренессанса. Надо отметить, что концепция искусства освещена очень убедительно здесь. Архитектура — это особый вид искусства.

Гегель говорил, что искусство превращается в особенное искусство тогда, когда содержание его вступает в практическое внешнее бытие. При этом, содержание конкретного искусства есть внутреннее содержание, исходящее из духа. Поэтому архитектура на стадии строительства — еще не искусство. Это совсем не начало, дающее далее поступательное движение до сегодняшних дней. Понятие искусства архитектуры требует показать его возникновение как собственно искусства. Материальная оболочка должна стать проявлением духовного, внутреннего содержания.


Гегель считал, что дом, здание несет основную цель — вместилище человека. Эта первая цель находится вне искусства. Ведь желание человека прыгать и петь, еще не является танцем, поэзией или музыкой. Надо найти начальный момент, не включающий в себя связь человека и здания в качестве среды окружения. Момент, когда не разделяется духовное предназначение и утилитарное назначение.

В этом отражается важный момент гегелевского понимания такого явления как архитектура. Гегель осознает самостоятельность архитектурного произведения — вида искусства. В нем он видит воплощение чувственно воспринимаемого момента духовного, человеческого мира.

Пизанская башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пизанская башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно рассуждениям Гегеля об архитектуре, можно сделать следующие выводы:

  • архитектура по содержанию и по способу изображения носит символический характер;
  • архитектура нагромождает формы, не проявляя дух в адекватной форме, а воссоздает символическую форму;
  • архитектура объединяет в себе: утилитарное, практическое, духовное назначение.

Архитектура проходит следующие этапы в своем становлении, по мнению Гегеля:

  • символический этап, этап самостоятельной архитектуры;
  • классический этап, на котором формируется индивидуальное духовное начало и зодчество лишается самостоятельности;
  • этап романтической архитектуры.

Понимание архитектурного искусства

Искусство архитектуры в теории понятно и доступно каждому человеку. Но фактически оно далеко не всегда доступно и понятно людям в проявлениях именно как вида искусства. Предположительно, полезность различных сооружений, ставшая предметом оценки архитектурной ценности, параллельно создает стену в постижении образа архитектурных сооружений именно как произведений искусства.

Архитектура триедина, она сочетает три параметра:

  • конструкция;
  • функция;
  • форма.

Такое триединство является основной сложностью в понимании архитектуры как вида искусства, а также его изучении. Как любой вид искусства архитектура обладает собственными целями, выразительными средствами, способами, приемами, спецификой восприятия, своей историей. Поэтому, процесс овладения базовыми знаниями об архитектуре, изучения истории архитектуры должен быть релевантен особенностям данного вида искусств. Задачи изучения архитектуры, совпадающие с задачами получения общих знаний об истории, науке, культуре, должны отражать требование освещения роли архитектуры в историко-культурном процессе мирового масштаба.


Рассмотрение архитектуры в качестве духовной и материальной основы жизнедеятельности человечества будет не полным, если посмотреть на нее с точки зрения профессиональной деятельности, которая включает в себя практическую проектную деятельность, деятельность архитектора-педагога, научные изыскания в архитектуре. Изучение природы, особенностей, закономерностей архитектурного образа является базой для изучения архитектурного произведения. Реальность как строительный материал целостного архитектурного образа, множественность его значений, недосказанность, индивидуальность, обобщение, ассоциативность, метафоричность, парадоксальность, пути их понимания — это есть возможные направления для вхождения в архитектурный мир, который часто называют второй природой.

Архитектура – абсолютно самостоятельное направление в искусстве, при помощи которого архитекторы воплощают свое видение мира, посредством строительных материалов в художественных образах выражают общественные идеи своего времени. Самыми выразительными характеристиками любой цивилизации являются ее сооружения — архитектурные объекты. Они помогают оценить уровень интеллектуального, культурного развития определенного народа, и в целом общества.

Архитектура как вид искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Архитектура как вид искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оригинальными художественными средствами архитектуры являются:

  • композиция;
  • тектоника;
  • масштаб;
  • пропорции;
  • ритм;
  • пластика объемов и поверхностей;
  • фактура и цвет строительных, отделочных материалов;
  • синтез искусств.

Источник: spravochnick.ru

Архитектура как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.

Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.

Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама, эстетика феодализма, рыцарства, буржуазии, крестьянства, советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.


Архитектура (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».

Специфика архитектуры как вида искусства:

1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.

3) Архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» — внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.


4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.

6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.

Особенности архитектурного образа.

1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею — идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.

2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)

Разновидности архитектуры:

1) зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;


2) архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, — фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;

3) архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).

Материал архитектуры – дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.

Источник: studopedia.ru

Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль.АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, отгреч.аrchitecton — строитель), зодчество – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.Также – искусство формировать эту пространственную среду, создавая новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материалов для наружного и внутреннего применения, проектирование системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения; электро- и водоснабжение; декоративное оформление.Каждое из сооружений имеет определённое назначение: для жизни или труда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям – это их обязательные свойства.


Виды архитектуры

Различают три основных вида архитектуры:

— архитектура объёмных сооружений.Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);

— ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)

— градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

Стили архитектуры

Архитектура тесно связана с жизнью общества, её взглядами и идеологией.В основе древнегреческой архитектуры лежит идея совершенного, физически и духовно развитого человека. Античные архитекторы все свои здания строили согласно пропорциям человеческого тела, воплощающего гармонию, противостояние стихии природы, величественную ясность и человечность«Стиль эпохи» (романский стиль, готика, и т.д.) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно ещё легко приспосабливается к перемене стиля.


Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ — обычно признаются равноправными и равнозначными.Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно — от простого к сложному, и резко – от сложного к простому.Романский стиль сменяется готическим в течении более ста лет – от середины ХІІ в. до середины ХІІІ в. простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложнённый готический стиль.В пределах готики затем зреет ренессанс.С возникновением ренессанса снова наступил период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого: ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах заменил ампир.

Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный.


Архитектура родного края

Архитектура Гродненской области

Борисоглебская (Коложская) церковь, памятник древнерусскойархитектурывторой половиныХІІ в.

Мирский замок, включенный в Список ЮНЕСКО, Лидский замок (XIV–XV вв.)

Архитектура Минской области

Архикафедральный костёл Пресвятой Девы Марии (вторая половина XVII–началоXVIIIвв.)

Костёл Святых Симеона и Елены (Красный костёл) — памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908 – 1910 гг.)

Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVII–XVIIIв.)

Костёл бернардинцев в д. Будслав Мядельского района, памятник архитектуры барокко (XVIIIв.)

Архитектура Витебской области

Софийский собор, памятник архитектуры XI –XVIIIвв.

Спасо-Евфросиньевская церковь, памятник древнерусской архитектуры (1152 – 1161 гг.). На ее стенах и колоннах сохранились уникальные фрески.

Литература:

1. Герчук Ю.Л. Основы художественной грамоты. –М., 1998

2. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Мн., 2004

3. Кастерин Н.П. учебное рисование. –М.: Просвещение, 1996

4. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў па архітэктуры, выяўленчаму дэкаратыўна-прыкладному мастацтву. – Мн., 2001

5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. –М.: Просвещение, 2007

Источник: studfile.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.