Архитектура этимология слова


Архитектура этимология словаАрхитектура этимология словаАрхитектура этимология словаАрхитектура этимология словаАрхитектура этимология словаАрхитектура этимология словаПримеры архитектурыСловарь архитектурных терминов от А до Я,  понятие «Архитектура».

Архитектура (от латинского architectura – главный строитель) – искусство проектирования и строительства зданий, сооружений и целых комплексов. Архитектура призвана создавать удобную и организованную с материальной точки зрения среду, которая нужна людям для жизни и осуществления основной деятельности. Архитектурные объекты обустраиваются с учетом современных технических возможностей, а также с эстетического мировоззрения конкретной эпохи.


 

Этимология

Термин «архитектура» имеет латинское происхождения, но при этом характеризуется греческими корнями. Если смотреть с греческой точки зрения, то слово можно перевести как «высшее плотничество» или «строительное искусство». Замечу, что еще во времена Древнего Рима под словом «архитектура» подразумевали обширную область специализаций, в том числе военную, гидротехническую, корабельную и т.д. Что же касается дня сегодняшнего, то архитектура в настоящее время является лишь искусством возводить функциональные здания для людей, животных, предметов. В русском языке слово «архитектура» издревле заменялось словом «зодчество», которое имеет старославянские корни (зьдь – материя, глина).

Важность архитектурных объектов

Под термином «архитектура» нередко подразумевают облик зданий либо собирательное понятие о здании или сооружении в целом. Архитектурные работы могут восприниматься не только с функциональной точки зрения, но и в качестве политических и культурных символов, а также произведений искусства. Подавляющее большинство исторических цивилизаций имеют собственные архитектурные достижения. Именно архитектура позволяет обществу исполнять свои жизненные функции и с ее помощью направлять основные жизненные процессы в нужное русло. Поэтому архитектурные объекты всегда сопоставляются с потребностями и возможностями людей.


Градостроительство

Предметом архитектуры называют работу с выделенным пространством, целью которой является организация заданного населенного места. В результате, логическим продолжением архитектурной специализации стало отдельное направление, получившее название «градостроительство». Это направление охватывает весь комплекс строительных, технических, общественных, экономических, художественных и архитектурных проблем, занимаясь их всесторонним решением. Именно поэтому градостроительство тесно связано с архитектурой, и наоборот. Невозможно правильно оценить то или иное архитектурное сооружение, не оценивая его с градостроительной точки зрения. Все современные градостроители имеют высшее архитектурное образование.

 

Области архитектуры

1. Архитектурное проектирование – главный архитектурный раздел, связанный с разработкой проектов и последующим строительством зданий. В проектную деятельность входит творческий созидательный процесс, координация проектной документации для реконструкции или строительства, а также авторский надзор за осуществляемым строительством.

2. Градостроительство – раздел, который делится на объемное проектирование (проекты зданий) и непосредственное градостроительство (проектирование районов или многофункциональных комплексов). Во втором случае принимается во внимание перспективное развитие городской среды, включая ее экологические и санитарно-экономические проблемы.


3. Урбанистика – схожий с градостроительством раздел, который учитывает момент формирования города на основе современных принципов городского развития. Тесно связан с общей теорией систем и социологией.

4. Ландшафтная архитектура – это раздел, включающий в себя организацию парков, садов и прочих сред. Главным материалом строительства в этом случае будет естественная растительность и сам ландшафт.

5. Дизайн интерьера – раздел архитектуры, который входит в компетенцию как архитекторов, так и дизайнеров. Целью дизайнерской деятельности является создание эргономичного, функционального и эстетичного пространства в помещении, используя для этого архитектурно-художественные средства.

6. Малые архитектурные формы – раздел, к которому можно отнести все функционально-декоративные и мемориальные объекты городского благоустройства, равно как и объекты, выступающие носителями информации.

7. Бумажная архитектура – теоретический архитектурный раздел, заключающийся в проектировании определенных форм, но без учета их последующей материализации.

Словарь архитектурных терминов от А до Я:

А

Б — Г

Д — И

К

Л — Н

О

П

Р — С

Т

Ф — Я

Источник: domisad.org


Архитектура как вид искусства

Известно множество определений понятия архитектуры, относящихся к различным эпохам и выведенных в соответствии с современными авторам представлениями, целями и масштабами.

Архитектура — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.Большой энциклопедический словарь. — М.: АСТ, 2008. — 1248 с.

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой.Там же.

Слово «архитектура» имеет сложную этимологию. Оно происходит от латинского слова «architectura», которое образовано от др.- греч. БсчйфекфпнйкЮ и состоит из двух корней: бсчй- (архи) — «главный» и -фекфщн (тектон) — «строитель». Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / А.В.Семенов. — М. — ЮНВЕС. — 704 с.

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера указывает на польский след в происхождении русского слова «архитектура»: с 1705 г., у Петра I и Прокоповича. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. / М.Фасмер. — М.: 1987.


В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя).Преображенский А. Этимологический словарь русского языка / А.Преображенский. — М.: Типография Г.Лиссиера и Д.Совко, 1910-1914. — С.246-247.

Если мы обратимся к толковому словарю Даля, то в нем значение слова «архитектура» определяется, как «искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество…». И действительно, с незапамятных времен люди старались украсить свое жилище, сделать его не только уютным, но и более запоминающимся, в тоже время непохожим на другие дома. Именно поэтому архитектура — одна из самых древних составляющих всей культуры человеческого общества.

Для кого-то архитектура — это застывшая музыка, для кого-то — отражение благополучия общества. Но как бы там ни было, архитектура — это, прежде всего, искусство, и, по словам древнегреческого зодчего крупнейший античный теоретик архитектуры Марка Поллиона Витрувия (I в. до н. э.), «зиждется она на трёх китах: прочность, польза и красота».

К квалификации архитектора Витрувий предъявляет достаточно жёсткие требования: «…Он должен быть человеком грам.


ктуре / Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.

Источник: arh.bobrodobro.ru

Содержание

Введение

1. Архитектура

1.1 Этимология слова «архитектура»

1.2 Краткая история архитектуры

2. Архитектура в различных аспектах

2.1 Архитектура как вид искусства

2.2 Архитектурный стиль

2.3 Основные области архитектуры

Список используемой литературы

Введение

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств. Архитектура среди видов искусства занимает особое место.


Ее выделяет участие в организации среды и человеческой деятельности. Системность последней определяет системный характер того, что ей служит; произведениям архитектуры свойственно поэтому существование в системе, в ансамбле. Отсюда исходит и организующая функция архитектуры по отношению к другим искусствам — архитектура образует основу среды, в которой существуют их произведения, определяет возможности их синтеза.

В системе видов искусства архитектуру обычно относят к искусствам пространственным, в которых образ существует в пространстве и не изменяется во времени. Однако если принять во внимание всю сложность восприятия архитектуры, характеристика, которая дается ей в традиционной «системе видов», окажется достаточно условной.

Структуры, создаваемые зодчеством, трехмерны, их величины крупны; представление о них складывается в сопоставлении картин, последовательно открывающихся с различных точек зрения. Подобная особенность присуща и скульптуре, тоже требующей осмотра с различных сторон.

Но в скульптуре восприятие объема позволяет полностью раскрыть содержание произведения. В архитектуре же видимый извне «объем» здания, — как правило, лишь оболочка системы внутренних пространств.

Еще более существенно, что образ произведения зодчества получает полное выражение лишь в единстве материально-пространственных структур и тех жизненных функций, которым они служат. Не только сами здания, но и деятельность людей — их деловитая суета в торговом центре, праздничное оживление в театре или сосредоточенность в библиотеке — определяют характер образа, порождаемого архитектурой.


1. Архитектура

1.1 Этимология слова «архитектура»

Известно множество определений понятия архитектуры, относящихся к различным эпохам и выведенных в соответствии с современными авторам представлениями, целями и масштабами.

Архитектура — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.Большой энциклопедический словарь. — М.: АСТ, 2008. — 1248 с.

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой.Там же.

Слово «архитектура» имеет сложную этимологию. Оно происходит от латинского слова «architectura», которое образовано от др.- греч. БсчйфекфпнйкЮ и состоит из двух корней: бсчй- (архи) — «главный» и -фекфщн (тектон) — «строитель». Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / А.В.Семенов. — М. — ЮНВЕС. — 704 с.


Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера указывает на польский след в происхождении русского слова «архитектура»: с 1705 г., у Петра I и Прокоповича. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. / М.Фасмер. — М.: 1987.

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя).Преображенский А. Этимологический словарь русского языка / А.Преображенский. — М.: Типография Г.Лиссиера и Д.Совко, 1910-1914. — С.246-247.

Если мы обратимся к толковому словарю Даля, то в нем значение слова «архитектура» определяется, как «искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество…». И действительно, с незапамятных времен люди старались украсить свое жилище, сделать его не только уютным, но и более запоминающимся, в тоже время непохожим на другие дома. Именно поэтому архитектура — одна из самых древних составляющих всей культуры человеческого общества.

Для кого-то архитектура — это застывшая музыка, для кого-то — отражение благополучия общества. Но как бы там ни было, архитектура — это, прежде всего, искусство, и, по словам древнегреческого зодчего крупнейший античный теоретик архитектуры Марка Поллиона Витрувия (I в. до н. э.), «зиждется она на трёх китах: прочность, польза и красота».


К квалификации архитектора Витрувий предъявляет достаточно жёсткие требования: «…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошёл до самых высот архитектуры…».Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.

1.2 Краткая история архитектуры

Первые свидетельства об истоках искусства архитектуры доходят до нас из глубины веков. В доисторический период начинают возникать примитивные жилые здания — землянки, шалаши, общинные и свайные постройки, культовые сооружения, которые впоследствии совершенствовались. Так постепенно начинается процесс накопления опыта строительства и одновременно активизируется художественное начало.

От примитивных культовых куреней первоначальные строители переходят к осложненных архитектурных форм: менгиры, дольменов, кромлех. Эти первые культовые храмы имели сложную конструкцию. Для строительства их использовали обожженный кирпич, что свидетельствовало о зарождении нового этапа в развитии цивилизации. Итак, архитектура всегда была тесно связана с историей общества, с развитием науки и техники, природно-климатическими условиями, мировоззрением и мировосприятием человеком окружающей среды. Находилась архитектура также в тесной связи с другими видами искусства, в частности со скульптурой, живописью, декоративным искусством.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И.Гегелло. — М.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, архитектуре и стр. материалам, 1960. — 248 с.

Основная классификация неразрывно связана с использовавшимися в строительстве материалами. Так, в доисторические времена в качестве основных стройматериалов широко применялись камень дерево и глина. Наиболее известным достижением архитектуры тех давних времен является известный британский Стоунхендж.

Другой этап развития архитектуры неразрывно связан с развитием и становлением египетского государства, где возводились величественные храмы и пирамиды. В этот период строительство полностью подчинено интересам правящей верхушки и было призвано увековечить власть и всемогущих правителей. Строительство, как правило, осуществлялось рабами и могло длиться несколько десятилетий.

Как вид искусства архитектура начинает формироваться в древних культурах Месопотамии, Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая. Она непосредственно была связана с развитием рабовладения. Почти все сооружения этих стран — пирамиды, храмы, зикураты, ступы, дворцы — были построены для того, чтобы славить могущество богов и правителей, и поражали своим величием, размерам и масштабности. Новый этап в развитии архитектурного искусства связан с культурой Древней Греции и вошел в историю как начало «авторской архитектуры». Мировосприятие древних греков нашло свое подтверждение в их архитектурных сооружениях, которые в отличие от египетских и вавилонских не унижали человека, а наоборот, порождали жизнеутверждающий начало и чувство уверенности: ансамбль афинского кремля — Акрополя с его главным храмом — Парфеноном. В этот период был разработан специфический архитектурный прием — ордер, что в переводе с латинского означает порядок. В древнегреческой архитектуре их было три: дорический, ионийский и коринфский. Все они имели общие элементы: капитель, колонну, архи-тавр, фриз, карниз и отличались только пропорциями и декоративной отделкой. Следует отметить, что при строительстве одного из храмов Акрополя впервые вместо колонн были использованы женские фигуры — кариатиды, поддерживающие перекрытия храма.

В недрах античной культуры обосновываются первые теоретические обобщения относительно специфики архитектуры, среди которых следует назвать трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре».

В Древней Греции архитектура проходит новый этап развития. Именно здесь впервые используется планировка города с прямоугольной сеткой улиц и центром-площадью. Наследники греков — римляне, создают крупные общественные сооружения и внедряют в строительство новый материал — бетон. С культурой Древнего Рима связан этап в развитии теории и практики этого вида искусства — Колизей, Пантеон, триумфальные арки, отражавшие идеи государственности и военной мощи Римской империи. Древнеримские зодчие ввели в архитектурное искусство такие важные элементы, как купол и кессоны. Именно архитектура древнего мира заложила фундамент для дальнейшего развития этого вида искусства и обусловила возникновение архитектурного направления — исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов, который был тесно связан тем временем, социально-политической ситуацией и определял объемно-пространственную организацию сооружений, пропорций, форм, декора.

Функцию своеобразного пластического моста между архитектурой античности и средневековья выполнило византийское зодчество. Византийская архитектура возникла после 330 г. н. э Значительное влияние на ее развитие имела культура античности, основные принципы которой нашли свое воплощение в ярких образцах архитектурного искусства Византии. Это храм Айя-София (532-537) в Константинополе, при сооружении которого использовали разноцветный мрамор и майолика; храм Сан-Витале (526-547); значительное количество соборов-базилик и дворцов. Роскошная отделка и богатый декор византийских храмов производили большое впечатление на верующих. Именно эта характерный признак архитектурного искусства Византии долгое время была его выдающейся чертой и активно использовалась православной церковью.

Большое влияние византийская архитектура оказала также на развитие этого вида искусства в Болгарии, Сербии и Древней Руси.

В эпоху средневековья основным направлением в развитии архитектуры является строительство храмов и церквей. Позднее мир завоёвывает архитектура романского стиля и готики, отличающаяся использованием лёгких материалов и созданием просторных внутренних помещений. Ну и, наконец, эпоха Возрождения, одним из ярких примеров которой является пресловутая Флоренция.

Современные здания резко контрастируют со старыми постройками и отличаются простотой, строгостью форм и минимализмом в отделке фасадов. Однако так было не всегда. Одной из самых ярких эпох в развитии не только архитектуры, но и культуры, в общем и целом, стала эпоха Возрождения. Именно в XVIII веке были построены самые уникальные и на самом деле красивые здания, с богатой отделкой и невероятно вычурными фасадами.

2. Архитектура в различных аспектах

2.1 Архитектура как вид искусства

Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения — это не только яркие образы эпохи; архитектура — это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная.

В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественна ему. Строительной техникой и характером строительного материала определяется конструкция сооружения, его прочность и долговечность. Строительная техника является важнейшим фактором, влияющим на характер архитектурного решения. Но конструктивное решение, взятое само по себе, еще не есть архитектурное решение. Достаточно прочная интересная в техническом отношении конструкция полезного здания может оставаться за пределами архитектуры, если это здание имеет чисто техническое значение и не выразительно в художественном отношении.

В искусстве архитектуры выделяют три основных вида:Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. — Л.: Искусство, 1939. — 39 с.

1. Архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания.

2. Ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса.

3. Градостроительство, занимающейся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением старых районов.

Каждый из архитектурных видов имеет свое функциональное назначение. Однако, помимо чисто утилитарных потребностей, архитектура одновременно выполняет функцию эмоционального воздействия, достичь которого можно благодаря использованию специфических конструкций, элементов, приемов. Это и учет объемно-пространственной структуры сооружения, ритмичное и пропорциональное соотношение, масштаб, разработка цвета и фактуры строительных материалов и т.п.

Считается, что искусство архитектуры находится в непосредственной связи с развитием науки. Ведь возведение архитектурных сооружений начинается с чисто технического этапа проектирования — выполнение необходимых расчетов и чертежей. Использование всех средств, которыми обладает этот вид искусства, предопределяет создание архитектурного образа. При этом обязательно учитывают формы, размеры, цвет и отделка здания, что обусловлено спецификой и назначением архитектурного сооружения. Так, некоторые дома производят величественное и грандиозное впечатление, другие — изящное и элегантное. Отдельные имеют четкую симметричную конструкцию или сочетают в себе сложные различные элементы.

Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер. Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало — практически полезное должно стать художественной ценностью. Таковы, к примеру, деревянные избы на Руси, Эйфелева башня в Париже, башни Шухова и Останкинская Никитина в Москве — сооружения, техническое и функциональное совершенство которых приобрело идейно-эстетический смысл.

Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира — она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания. И действительно, египетские пирамиды, античная архитектура, готика, Ренессанс, барокко, классицизм, функционализм и конструктивизм в 20 веке — этапы, свидетельствующие не только о ведущих тенденциях развития материальной среды, но и о развитии художественного мышления. Принижение человека и его растворение в обожествленной личности фараона, гармония в жизни свободного человека — гражданина столь характерное для античности, господство религиозной идеологии в средние века, торжество идей гуманизма в эпоху Возрождения, характерная для дворянства эпохи расцвета абсолютизма демонстрация роскоши и богатства, призванных поражать человека, известные черты технократического сознания и, наконец, прямое выражение новой общественной сущности человека — в лучших образцах архитектурного и градостроительного искусства явно прослеживаются во всех этих направлениях.

Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.

Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед ней возникают в каждую новую эпоху.

Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, то есть пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрываются практическое значение здания, характер удовлетворения функциональных потребностей, своеобразие художественного мышления.

Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.

В архитектуре, как искусстве, особенно в связи с многозначностью ее природы, весьма существенным оказывается понятие стиля. Именно стилевое решение воплощает основные принципы исторически обусловленной системы художественного мышления, закрепляет в материале художественный замысел, доведенный здесь до максимальной степени обобщения, до символа. В подъемах и спадах архитектурного стиля находит в конечном счете свое выражение общественно-культурный контекст целой эпохи, ее ведущих тенденций. Каждая культурная ситуация как бы запечатлевается в камне, дереве, ритмике света и тени, цвета, пластики и конструкции и т. д. Здесь прослеживаются и «изломы» стилей, намечающиеся отказы от одних и движение к другим стилевым течениям.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:Холодова Л.П. Профессиональное архитектурное образование / Л.П.Холодова // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат. междунар. науч. конф. — Волгоград, 2004. — С. 133-135.

существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;

имеют предметный характер;

выполняются путём обработки вещественного материала;

воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

2.2 Архитектурный стиль

Результаты любого процесса неизбежно подвергаются новому осмыслению и оценке. В теории архитектуры и искусствоведении наиболее адекватным, и поэтому популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало такое понятие, как стиль.Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры / Л.П.Холодова. — Екатеринбург: Архитектон, 2008. — 66 с. Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом И.Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в различных аспектах: философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом.Там же.

Архитектурный стиль определяется, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов, один стиль последовательно приходит на смену другому.

2.3 Основные области архитектуры

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.

Зелёная архитектура — прикладной раздел архитектуры, целью которого является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов при эксплуатации здания и снижения влияния на окружающую среду. архитектура искусство

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

Дизайн интерьера — раздел архитектуры, связанный с оформлением интерьера зданий, то есть непосредственно среды обитания человека.

Список используемой литературы

1. Большой энциклопедический словарь. — М.: АСТ, 2008. — 1248 с.

2. Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с.

4. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / А.В. Семенов. — М. — ЮНВЕС. — 704 с.

5. Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. — Л.: Искусство, 1939. — 39 с.

6. Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры / Л.П. Холодова. — Екатеринбург: Архитектон, 2008. — 66 с.

7. Холодова Л.П. Профессиональное архитектурное образование / Л.П. Холодова // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат. междунар. науч. конф. — Волгоград, 2004. — С. 133-135.

Источник: stud.wiki

(гр., архи — главный, тектор — строитель)

предмет и результат эстетической деятельности человека, связанной с орг-цией комфортной среды его обитания средствами стр. Подразделяется на градостр., ландшафтную арх., арх. произв., гражд., жилых и культовых зданий и сооружений. Возникновение А. на У. связано с колонизацией региона рус. и проникновением рус. стр. культуры.

Первые военно-оборонительные пос. строили новгородцы для сбора дани с местного нас. в сев. Приуралье. В летописях упоминаются г.Хлынов (Вятка, 1374) и г. Анфаловск (1398-1409). В XVI в. нач. организованная колонизация У., опорными пунктами к-рой являлись «государевы остроги». В нач. XVI в. ц. колонизации находился в Покче, с 1535 — в Чердыни. В сеть острогов вошли Канкор (1558), Орел-городок (1564), Нижне-Чусовской (1568), Сылвенский и Яйвенский, Очерский (1597), Верхне-Чусовской городки (1610).

Вдоль Камы для защиты торг. путей была возведена др. цепь оборонительных пос.: Уфа (1574), Сарапул (1556), Бирская и Табынская крепости. Путь в Сибирь охранял Верхне-Тагильский городок (1583), крепости Лозьва (1590), Верхотурская (1598) и Туринская (1600). Активная колонизация сопровождалась стр. крепостей и острогов и требовала создания новых укрепленных пунктов в Зауралье: Невьянская (1621), Ницинская (1624), Тагильская (1625), В.-Ницинская (1632), Ирбитская (1633), Мурзинская (1639), Пышминская (1646), Чусовская (1656) крепости, Катайский острог (1655), Челяб. острог (1658), Шадринский острог (1662), Царево городище (Курган, 1662), Камышловская (1666-1667), Красноярская (1670), Арамильская (1675-1676), Новопышминская (1680), Багарякская (1698), Белоярская (1695) крепости. В Приуралье возведены Кунгурский (1649), Торговинский и Кишертский острожки.

В первой пол. XVIII в. для защиты от киргиз-кайсаков на Юж. У. были выстроены оборонительные линии: Закамская (1732), Самарская (1736-42), Екат. (1737), Старая Ишимская (1737), Сакмарская (1739-42), Верхне- и Нижне-Уйские (1737), влившиеся позже в Оренб. линии.

Крепости и остроги вплоть до XVII в. возводились по традициям зодчества ц. России на возвышенных местах в точке слияния рек. Они имели неправильную конфигурацию, обносились деревянными стенами с башнями по углам и в местах въездов. Ряд крепостей и острогов в месте пересечения торг. путей имели посады с кварталами купцов и ремесленников и позже переросли в первые ур. гг. (Вятка, Чердынь, Верхотурье, Кунгур, Ирбит, Уфа и т.п.).

Крепости XVIII в. строились с учетом европ. традиций, имели регулярную геометрическую планировку по всем правилам фортификационного иск-ва. Посад многих из них имел регулярный план.

Крест. пос. делились на починки, дер. и с., их застройка носила самый разнообразный характер в соответствии с традициями нар. зодчества и климатом мест переселения (народное жилище).

Проникновение христианства на У. сопровождалось стр. мон.: Пыскорский-Преображенский мон., переведенный в Канкор (1570-79), Николаевский мон. в Верхотурье (1604), Далматов мон. (1644) и др. Мон. У. также возводились по традициям оборонного зодчества ц. России, постепенно перестраивались в камне, занимая видное место в гор. застройке.

Оборонительная роль пос. У. к концу XVIII в. была исчерпана. Однако этот период наложил сильный отпечаток на выразительность планировки и застройки адм.-торг. гг. У., оставив такие замечательные произв. арх., как Верхотурский кремль, Оренб. и Николаевские крепости, Николаевский мон. в Верхотурье, Далматов мон., возведенные в лучших традициях рус. зодчества. Указанный период дал У. своеобразные школы мастеров арх. (Гусев Т.М., Гулков Е.Д., Стафеев А.Д., Сорока И.Б.).

Помимо мон., христианизация У. активно шла путем стр. отд. храмов в гг. и сел. пос. На ранних этапах сооружались деревянные церкви клетского типа (церкви с. Пянтег — XVII в., с. Янидор -1707, Чердынский р-н). Первые каменные храмы несли черты моск. и ярославского зодчества с местной интерпретацией (Троицкий собор в Соликамске, 1684-97). В XVIII в. на У. проявились стилевые особенности моск. барокко (церковное зодчество). Возросло число мастеров-каменщиков, создавших замечательные пам. А. XVII-XVIII вв. (Вешняков Л.А., Горбовский И., Кичигин А., Корсаков Л., Кремлев И.Т.).

Пром. освоение У. началось с осн. посадскими людьми Калинниковыми соляного городка Усолье Камское. С передачей Строгановым земель сев. Прикамья стали интенсивно осваиваться соляные месторождения, появились первые пром. пос.: Новое Усолье, Дедюхин. Пром. сооружения этого периода строились преим. в дереве и не сохранились.

Вторая волна пром. освоения У. нач. в XVIII в., когда было построено св. 200 мет. з-дов. У. превратился в осн. мет. базу России. Большинство мет. з-дов позже переросли в гг. и положили нач. особой арх.-градостр. культуре У. (пром. архитектура). В теч. XVIII в. сложились градостр. принципы и новые для России типы зданий и сооружений. Каменное стр. в пром. гг. У. нач. в осн. в конце XVIII в. после пожаров Пугачевского восст. За осн. принципы планировки и застройки пром. гг. были взяты положения Комиссии о строении С.-Петербурга с идеями регулярного европ. градостр. Поэтому большинство пром. пос. У. получили регулярный план с четким функциональным зонированием. Однако в отличие от адм.-торг. и оборонительных пос. ц. г. формировал з-д с системой предзаводских площадей. В первой пол. XIX в. на ур. з-дах работала плеяда талантливых арх. — выпускников С.-Петерб. акад. художеств (Комаров А.З., Луценко К.А., Подъячев И.М., Малахов М.П., Чеботарев А.П., Дудин С.Е., Тележников Ф.А., Свиязев И.П.). Эти арх. горного ведомства привнесли в пром. гг. У. высокую культуру классической арх. и создали уникальные пром.-селитебные ансамбли европ. уровня. Данные ансамбли до сих пор формируют ц. гг. Екат., Нижнего Тагила, Ижевска, Воткинска, Невьянска, Златоуста, Кыштыма, Каслей, Каменска-Ур., Белорецка, Очера, Алапаевска и др. Арх. горного ведомства, их ученики приняли активное участие и в застройке сложившихся адм.-торг. гг. У., разработав ген. планы их развития и гл. классические ансамбли гор. ц. (гражданская архитектура).

Вторая пол. XIX — нач. XX в. в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений, бурным ростом нас. пунктов отмечена реализацией ген. планов гг. На смену классической А. пришли национально-романтические поиски. В нач. XX в. в А. утвердился стиль модерн, наиб. полно отразивший процесс пром. рев. На смену арх. горного ведомства пришли горные и гражд. инженеры. Акцент в развитии А. У. был перенесен на среду гор. ц. и узлы транспортных коммуникаций. Этот период характеризуется появлением на У. новых типов зданий: гимназии, театры, доходные дома, банки, клубы, больн., школы, уч-ща, вокзалы, порты, депо, пассажи, торг. ряды. Среди ур. инженеров и арх. выделяются яркие таланты перм. арх. Турчевича А.Б., вятского арх. Чарушина И.А., екат. арх. Дютеля Ю.О. Сов. этап развития А. на У. характеризуется индустриализацией региона и привлечением средств не только в пром., но и в гражд. и жилое стр. Особенно продуктивны были 1920-е — нач.30-х — время активной работы пионеров сов. арх., развивающих творческие концепции конструктивизма. Произошла окончательная специализация А. на пром. и гражд. Складывались осн. принципы сов. градостр.: районная планировка, зонирование тер., специализация и кооперация произв., единые системы транспортного и бытового обслуживания, озеленения и благоустройства, крупные ансамбли и комплексы. Создавалась система типового проектирования, возникали крупные гос. проектные ин-ты. В пром. проектировании ведущее место занимал гос. проектный ин-т «Промстройпроект», где работали арх. Мыслин В.А., Зильберт А.Э., Надеждин В.П., Щербаков С.Н., Бурдунин В.С., Дементьев В.Е., Жукова Н.П. и др. Проекты крупных технологических агрегатов Магнитогорского з-да разрабатывали арх. Соколов В.Д., Гофман В.Л., Лубнин А.И., Тихонов Н. и др. Эти агрегаты послужили типовой осн. для пром. стр. и на др. ур. з-дах (промышленная архитектура).

Показательной явилась работа по проектированию Большого Свердл. — ц. Ур. обл. Здесь была реализована идея о социалистическом г. с крупными жил. комплексами-коммунами, адм.-жил. блоками, дворцами, стадионами, клубами, мед. городками, втузгородками и т.п. По размаху проектирования и стр. в эти гг. Свердл. занимал одно из ведущих мест в стране. К проектированию сооружений в гг. У. было привлечено внимание видных лидеров конструктивизма: Мейер Г., Фридман Д.Ф., Гинзбург Н.Я., Соколов В.Д., Антонов Н., Голосов И., Корнфельд Я., Оранский П.В. К выдающимся произв. этого времени можно отнести «Городок чекистов», стадион «Динамо», комплекс Уралобкома с жил. домом обл. совета, клуб строителей, комплексы-коммуны по пр.Ленина, и ул.Малышева (гражданская архитектура).

Изменение стилевой направленности сов. А. в 1930-е в сторону неоклассики затормозило развитие арх. творчества в СССР. Однако этот период дал много для А. гг. У., которые получили крупные градостр. ансамбли своих ц. и гл. улиц, гармонично сочетающиеся с классическим наследием первой пол. XIX в. Многие зодчие-конструктивисты изменили свои творческие взгляды в связи с соц. заказом, искренне увлеклись освоением классического прошлого. В этот период на У. были заложены основы проф. арх. образования. Открылись архитектурно-стр. техникумы в Перми и Свердл., а в 1949 в УПИ — арх. специальность, давшая нач. Ур. арх. школе. Основателем ее является арх., проф. Бабыкин К.Т. На базе этой специальности в 1967 был создан второй в стране самостоятельный вуз (Свердловский архитектурный ин-т). САИ качественно изменил ситуацию на У. в подготовке квалифицированных арх.

С 1960-х гос. политика в обл. стр. исключила А. из сферы иск-ва. На смену диктата полит. приходит диктат стройиндустрии и жесткой экономии. Типовое стр. активно внедряется в массовую застройку гг. У. в ущерб худ., экологическим и комфортным качествам. Единый заказчик и подрядчик в лице гос-ва не оставляет места арх. творчеству. Гос. монополизм привел к резкому снижению качества стр., его технология испытывает период глубокого застоя. В этих условиях арх. творчество замыкается в стенах вузов и приобретает форму «бумажной А.», оторванной от стр. практики. Современные концепции А. и градостр. не получают реализации. Некачественная застройка гг. встречает в 1970-е шир. протесты общественности, особенно в ист. гг. У. В качестве инструмента защиты ист. ц. гг. и пос. в это время выступают охранные зоны и зоны регулирования новой застройки. Появляются арх.-этнографические муз. в пос. Хохловка Перм. обл. и с. Нижняя Синячиха в Свердл. обл. Первые берут на себя роль резервации недвижимых пам. А., вторые — становятся формой физ. сохранения пам. нар. зодчества путем переноса их в муз.-заповедники.

Недооценка арх. наследия привела к утрате на У. мн. тыс. пам. А. и объектов ценной ист. застройки. Грубым искажениям подверглись ист. ц. гг. Перми, Челяб., Ижевска, Воткинска, Кургана, Камышлова, Туринска, Невьянска, Нижнего Тагила, Кунгура и др. В нач. 1990-х значит. сократилось капитальное стр. в гг. У. в связи с глубоким экономическим кризисом. Внедрение рыночных отношений в сферу А. и стр. способствует преодолению гос. монополизма и возврату А. индивидуального заказчика и подрядчика. Это становится важной предпосылкой возрождения и развития отечественного зодчества.

Лит.: Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989; Художественная культура Пермского края. Пермь, 1992; Вопросы градостроительства и архитектуры Урала. М., 1987; Каптиков А.Ю. Народные мастера-каменщики в русской архитектуре XVIII в. (на примере Вятки и Урала). М., 1988.

Стариков А.А.

Источник: znachenie-slova.ru

архитектураАрхитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.

Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.

 

архитектура

 

И, наконец, архитектура — это самостоятельное направление в искусстве, с помощью которого профессиональные специалисты — архитекторы могут воплотить свое видение мира, а также с помощью строительных материалов в художественных образах выразить общественные идеи своего времени. Вот таким сложным и  многогранным определением можно передать смысл термина » архитектура».

 

архитектура

 

И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.

 

архитектура

 

Происхождение термина » архитектура».

Слово » архитектура» имеет сложное происхождение. Оно происходит от польского слова » architektura», которое было ранее позаимствовано из латинского » architektura». В свою очередь, в латинском языке это слово образовалось от слова » architectus» — архитектор.

А термин » архитектор» своим происхождением обязан соединению двух древне -греческих слов: » архи» — » старший», » главный», » начальник» и » тектон» — » строитель», » плотник» или » мастер». Следовательно, архитектура является плодом творчества архитектора — в дословном переводе с греческого » старшего плотника».

 

архитектура

 

Достоинства архитектуры.

По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:

  • объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
  • здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
  • архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
  • постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.

 

архитектура

 

Виды архитектуры.

Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:

  • Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
  • Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
  • Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
  • Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.

 

архитектура

 

Источник: design-fly.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.