Сосуд из алебастра


I-17-PARADOX-aleb-f04_6401_thumb[5](2)

Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы…

Сокровища гробницы Тутанхамона… В обывательском представлении это драгоценная погребальная маска, груды золота и драгоценных каменьев. В общем, несметные богатства. Стереотип сказочной пещеры Аладдина недалек от истины. Британский археолог Говард Картер, обнаруживший в 1922 году гробницу юного владыки Египта, был поражен теми сокровищами, которые вместе с фараоном отправились в загробный мир.


thm6zpogrebk

Но среди тысяч и тысяч драгоценных предметов затесалось несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги? Отечественные исследователи утверждают, что эти предметы несут символику, которая позволяет проникнуть в сокровенную суть древнеегипетских представлений о мировоззрении. Алебастровые статуэтки — ключ к эпохе Амарны, одного из самых загадочных периодов в истории Нового царства.

Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы.

tutl11

Канопы фараона из алебастра

Перечислим лишь некоторые из них. Так, в гробнице находились два необычных светильника: один сделан в форме трех лепестков лотоса, а на другой нанесены полупрозрачные изображения царя и царицы, которые проявляются, только когда светильник возжигают.


Обращают на себя внимание вазы, поражающие причудливостью форм и совершенством пропорций. Любопытны многочисленные фигурки ушебти, изображающие людей. Из алебастра выполнены также барка, украшенная головами козерогов, и ковчег для каноп — сосудов, в которых хранились внутренние органы погребенного фараона.

Каждая из вещей, сопровождавшая фараона в последний путь, по определению должна была иметь строгое функциональное назначение. Древние египтяне всему придавали особый смысл, а уж погребальным обрядам в особенности. «Так, например, фигурки ушебти, — предполагает один из исследователей, аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Олег Звонков, — клали в усыпальницу для того, чтобы на том свете они обслуживали владыку и всячески оберегали его от физического труда».

2012-04-29_155611

Алебастровый сосуд из гробницы Тутанхамона

Что касается барки, то мнения о ее предназначении пока расходятся. По одной из версий ее внесли в усыпальницу, чтобы и в загробной жизни фараон мог путешествовать с комфортом. Согласно другой версии ключевым здесь является изображение козерога — символа мужской силы.

«Далеко не все вещи из алебастра, присутствующие в гробнице, — говорит Олег Звонков, — были сделаны при Тутанхамоне, в довольно непродолжительный период его правления». По всей вероятности, эти предметы — дело рук мастеров эпохи Амарны, получившей название по имени поселения, расположенного в 300 километров к югу от Каира. Именно там предшественник Тутанхамона на египетском престоле, легендарный Эхнатон, воздвиг новую столицу — Ахетатон.


Для знаменитого фараона-отступника, чьи годы правления пришлись на середину XIV века до нашей эры, алебастр мог играть некую сакральную роль. Но какую именно? Чтобы понять это, нам пришлось углубиться в древние хроники.

clip_image001

Ваза для благовоний и барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона, сделанные из алебастра, характерны для искусства Амарнского периода

Сама по себе эпоха Амарны была парадоксальной. А все из-за личности Эхнатона. «Он был деспотом, но в то же время гением, — считает заместитель заведующего кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ египтолог Ольга Томашевич. — Я бы даже назвала его одной из самых неординарных личностей за историю не только Древнего Египта, но и всех народов. Он царствовал меньше двух десятков лет и за этот период поставил Египет на дыбы».

Эхнатон не побоялся порвать с традиционным фиванским жречеством, влияние которого на египетское общество было очень велико. Мало того, он повелел разрушить храмы почти всех египетских богов. «К моменту правления Эхнатона Египет уже почти полторы тысячи лет существовал как государство, — говорит Ольга Томашевич. — Если до этого вопросов, почему царь является богом, ни у кого не возникало, то с момента прихода к власти Эхнатона эти сомнения все больше крепли — народ стал роптать на голод и болезни.


Эхнатон делал все возможное, чтобы развеять сомнения в своей богоизбранности». И первым делом затеял религиозную реформу, предполагавшую отказ от поклонения всем богам, кроме одного — бога солнца Атона. «Реформа эта была очень сложной и теологически накрученной, — объясняет Ольга Томашевич, — но если максимально ее упростить, суть сводится к тому, что на свете есть два владыки — бог Атон и его сын Эхнатон».

Эта эпоха не могла не найти своего отражения и в древнеегипетском искусстве. В канонической традиции богоподобных фараонов изображали физически совершенными, без малейших изъянов. Здоровье правителя свидетельствовало о здоровье и силе общества, им возглавляемого. В то же время истинным в Древнем Египте считался тот фараон, который следовал принципу Маат — принципу правды, истины, всеобщей космической гармонии.

Эхнатон был буквально одержим этим принципом, а следовательно, вступал в противоречие с самим собой. С одной стороны, он бог, с другой — стремился продемонстрировать свою человеческую, а не сверхчеловеческую сущность. От работ придворных мастеров теперь требовалась предельная правдоподобность, которая сопровождалась бы обилием деталей. Для этого нужен был подходящий материал.


clip_image002

Барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона

«Эпоха Древнего царства была основательной, мощной, поэтому в искусстве использовались прочные камни, — говорит Олег Звонков, — а при Эхнатоне потребовалось что-то более тонкое и удобное в резьбе, что позволяло бы выразить специфические детали».

Алебастр древнеегипетскими мастерами применялся и до правления Эхнатона, но именно при нем стал наиболее востребованным поделочным материалом. Одно из месторождений минерала располагалось в 15 милях от воздвигнутого фараоном города Ахетатона, и вряд ли это можно считать случайным совпадением.

Исследователи Древнего Египта практически не сомневаются, что алебастр помимо удобства в обращении с ним нес в себе еще и сакральный смысл.

«Существует несколько версий, — объясняет Олег Звонков. — По одной из них само название алебастра происходит от имени богини-кошки Баст. Но мне кажется, что восприятие алебастра как сакрального материала пошло во многом и от внутреннего чувствования. Ведь он пропускает солнечный свет, а солнце играло основополагающую роль в египетской теологии».


Возможно, окружая себя предметами из алебастра, удивительным образом способного пропускать и в то же время сохранять в себе солнечный свет, фараон подчеркивал свою близость к богу солнца — Атону.

Увы, ни следование принципу Маат, ни символ солнца не уберегли Эхнатона от внезапной смерти и последующего развенчания его культа. А что же Тутанхамон? До находки Картера да и после нее в научной среде он, говоря современным языком, не котировался. Править страной стал в возрасте 10 лет и все 9 лет царствования находился под сторонним влиянием — сначала легендарной красавицы Нефертити, а потом пожилого царедворца Эйе.

Как заметил сам Картер, главной заслугой фараона стало то, что он умер и был погребен с почестями. Если бы не он, необычные алебастровые предметы могли не дойти до наших дней и не раскрыть еще одну маленькую тайну великой цивилизации.

clip_image003

Погребальная маска Тутанхамона, который знаменит лишь благодаря своей гробнице, а не своим деяниям

Ольга Дюжева, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина:

— Алебастр египтяне использовали с самого древнего времени, но мне, например, неизвестно о том, чтобы этому минералу придавалось особое значение.


осто материал прочный, долговечный, а для египтян это считалось важным, поскольку предметы, положенные в гробницу, должны были храниться веками и тысячелетиями. В этом смысле алебастр гораздо надежнее, чем, скажем, керамика. Я сомневаюсь, что он получил широкое распространение именно в эпоху Амарны. Да, изысканность форм характерна для искусства Нового царства, но она возникла до Амарны — при Аменхотепе III.

Михаил Чегодаев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН:

— С алебастром египтяне виртуозно управлялись еще с додинастических времен. Его очень легко обрабатывать, он мягче гранита и позволяет делать тонкие полупрозрачные вещи. Например, дивные сосуды были найдены в пирамиде Джосера в Саккаре. Один из них, кстати, хранится в нашем Пушкинском музее. Для искусства эпохи Амарны характерна плавность линий.

И, например, фигурка девушки, сидящей в барке из гробницы Тутанхамона, выполнена в стиле амарнской малой пластики. Но я бы не стал категорически заявлять о том, что именно такие формы сосудов характерны для амарнского периода. Вообще предметы из алебастра чаще предназначались для быта. Даже по предметам из гробницы Тутанхамона видно, что их использовали в быту, а не в ритуальной практике. Поэтому я сомневаюсь в сакральной роли алебастра.


Иван Богданов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН:

— Алебастр в эпоху Древнего царства служил для облицовки некоторых пирамид и других зданий, в эпоху Среднего и Нового царств из него возводились часовни, во все времена делались статуи, саркофаги. Алебастровые вазы использовались как важная ритуальная утварь в Египте с древнейших времен. Но о каком-либо особом культовом значении алебастра в Амарнское время, в частности о его связи с солнечным культом, тексты ничего не сообщают.

014_039_cairo_tut_vase_

Источник: storyfiles.blogspot.com

Во Флоренции, Равенне и Болонье обнаружены церкви без окон. Точнее, окна у храмов есть, но не в привычном понимании. Вместо стекол просветы прикрывает камень. Эти тонкие пластины – алебастр.

Окна из него – артефакты прошлых веков, дошедшие до наших дней. В былые времена стеклами служили, так же, пластины слюды. Однако, в церквях предпочитали пользоваться алебастром.

Этот камень упомянут в «Библии». Там фигурирует термин восточный алебастр. Под ним понимают разновидность кальцита. Во времена библейских событий изделия из него привозили с Востока. Однако, современники чаще именуют алебастром один из видов гипса. Разберемся в нюансах.


Что такое алебастр?

Оба алебастра относятся к ониксам. Они, в свою очередь, разновидность кварца. От обычного отличаются волокнистой структурой. Волокна различаются по цветам и тонам. В итоге, получаются полосатые камни.

Это-то и сбило с толку не только обычных обывателей, но и ученых. Истинный алебастр и алебастр гипсовый имеют линейный рисунок. Однако, первый камень является карбонатом кальция, а второй диаквасульфатом. Соответственно, в гипсе есть сера и вода, а в истинном алебастре углерод и кислород.

Встает вопрос, причем здесь кварц? Он является оксидом кремния, которого нет ни в обычном, ни в гипсовом алебастрах. Ответ сводится, опять же, к полосатой окраске камней.

Это единственное, что связывает алебастр с ониксом. Герой статьи, точнее герои, стоят в геологической номенклатуре отдельно от кремнезема, связаны лишь в народном сознании.

Состав обоих алебастров обусловлен химической активностью кальция. Это щелочноземельный металл. Соответственно, элемент легко вступает в реакции с углекислым газом, водой, кислородом.

Вот они и оказываются рядом с кальцием в обычном и гипсовом алебастрах. Однако, если чистый элемент бурно взаимодействует с водой, то карбонат уже не растворим. Это касается и гипса.

Окраску камням придают примеси. Но, в общем, оба похожи на ногти. Так решили древние, утверждая термин «оникс». В переводе с греческого он означает «ноготь». Аналогия с камнями проведена из-за их едва заметного сияния.


Что-такое-алебастр-Свойства-добыча-применение-и-цена-алебастра-4

Такое же можно видеть на ногтевых пластинах. Блеск усиливается при полировке. Ей хорошо поддаются оба алебастра. Однако, в остальном меж ними есть принципиальная разница. О ней поговорим в следующей главе.

Пока же, учтем, что строители понимают под алебастром только гипс, причем конкретную форму его обработки. Это мелкодисперсный порошок. После застывания он крепче обычного гипса.

За счет этого уменьшается возможность материала вбирать влагу при ее переизбытке в окружающей среде и отдавать в моменты иссушения воздуха. Как это влияет на использование порошка, поговорим в главе «Применение».

Свойства алебастра

Формула алебастра карбонатного составлена кальцитом и арагонитом. Их слои различаются по зернистости. В одних полосах камня четко видны крупные фрагменты. Другие слои кажутся однородными, мелкозернисты.

Карбонатный алебастр в противовес гипсовому называют безводным. Отсутствие влаги уплотняет структуру камня. Твердость доходит до 3,5 баллов по шкале Мооса. Ученый создал сравнительную линейку минералов.

Что-такое-алебастр-Свойства-добыча-применение-и-цена-алебастра-5

Выбраны 10 камней с четной твердостью от 1-го 10-ти баллов. Карбонатный алебастр царапается 4-бальным флюоритом, но сам повреждает 2-бальный гипс. Вывод: истинный алебастр тверже и прочнее подложного.

Последний, кстати, именуют еще мраморным ониксом. С мрамором, опять же, у гипсового алебастра нет общего. Единственное совпадение – внешняя схожесть.

Реабилитировать гипс может его обжиг. После него твердость породы доходит до 6-ти баллов по шкале Мооса, то есть лишь на бал уступает кварцу. Карбонатный же алебастр стабилен, хоть на свежем воздухе, хоть в печи.

Перегрев камня влияет лишь на его прозрачность. Она явно просматривается в тонких срезах породы. Не зря же ее использовали в качестве окон средневековых церквей. Особенно много их сохранилось на землях Италии.

За века бывали и пожары, и засухи. В общем, в большинстве храмов алебастровые окна помутнели. Поэтому, использовав карбонатную породу в качестве окон в современном соборе Лос-Анджелеса, его снабдили системой охлаждение. Храм освящен и открыт для посетителей в 2002-ом году.

Плотность у истинного алебастра и гипсового тоже расходится. Карбонатный состав отличается 2,6 граммами массы на кубический сантиметр. Гипс алебастр уступает в плотности на 0,3 грамма.

Соответственно, диаквасульфат легче карбонатной массы. Если сделать штукатурку «Алебастр» из карбоната, заплатишь столько же сколько за гипсовый состав, но  по весу получишь меньше.

Что-такое-алебастр-Свойства-добыча-применение-и-цена-алебастра-8

В первой главе говорилось, что оба алебастра не растворимы. Однако, кальцит при долгом контакте с влагой сохраняет структуру. Гипс же начинает рассыпаться, то есть теряет прочность.

Это в меньшей степени касается обожженной породы. Поэтому, строители часто интересуются, как сделать алебастр с термообработкой. Однако, и такой не применяют на улице и в помещениях с повышенной влажностью.

Добыча алебастра

Купить алебастр впервые начали предлагать египтяне. В их государстве был город Алебастрон, в честь которого предположительно и назван герой статьи. В Египте его рассматривали как алебастр строительный и декоративный. 

Из карбонатной породы делали, к примеру, сосуды. Такой алебастр своими руками трогали археологи, изучавшие пирамиду Гор-Аха. Так звали фараона первой династии. Его пирамида – одна из 110-ти найденных в Египте. Внутри гробницы обнаружили 653 каменных сосуда. 609 из них алебастровые.

Только археологи в пирамидах героя статьи и добывают. Спелеологи извлекают карбонат из пещер. Сталактиты и сталагмиты, в них образующиеся, ни что иное как кальцит, часто полосчатый.

Порода относится к типу известняковых, то есть является осадочной. Порой, алебастр получается, осаждаясь из растворов на потолках пещер, а порой – путем прессовки кальциевых остатков скелетов.

Прессовка эта, как правило, происходит на дне водоемов под давлением жидкости. Если рядом бьет, к примеру, источник богатый марганцем, цвет алебастра получится розово-фиолетовым.

Природными образцами, расцвеченными в разные краски богаты, к примеру, земли Украины. Некогда на ее территории были моря. После их осушения, месторождения кальцита стали доступны. Добывают героя статьи шахтным методом.

Поделки из алебастра бывают не только украинского происхождения. Карбонатным «ониксом» богаты территории Италии, Франции, США, Германии и Англии. Впрочем, эти страны богаты и месторождениями гипса. В чем разница алебастра и его знают чудские мастера.

Что-такое-алебастр-Свойства-добыча-применение-и-цена-алебастра-3

Чудь – село в Нижегородской области, а заодно – имя древнего народа, проживавшего на этих землях. Они углублены меж горами. Эта впадина почти сплошь гипсовая.

Добывают породу веками, сезонно. Начинают работы в декабре, а заканчивают в марте. В теплое время года земли шахт обрушаются, как не укрепляй. Надежны лишь выработки в мерзлом грунте.

Гипсовые толщи в России имеются и на юге Уральских гор. Там, к примеру, разрабатывают месторождение «Гайское». Оно числится как медно-колчадановое. Но, гипса в залежах тоже хватает.

Здесь можно взять материал для поделок, к примеру, алебастр для топиария. Так именуют сувенирное дерево счастья. Доступность алебастра, его сияние и полосчатая окраска – факты в пользу выбора камня для лепестков дерева.

Правда, алебастровую крону лучше делать из карбонатной породы. Она тверже, сувенир дольше сохранит лоск. Гипс же, в основном, пускают на цемент «Алебастр».

Применение алебастра

Строительная смесь «Алебастр» — это прогретый и измельченный гипс. Температурная обработка делает материал тверже и устойчивее к влаге. С одной стороны, это лишает камень свойства «дышать», а с другой дарит отделке долговечность.

Как любой камень, гипс огнестоек. Поэтому, алебастровый цемент используют как барьер для пламени. Барьером материал становится и для шумов. Звукоизоляционные свойства алебастра на высоте.

У алебастра малая плотность. Она обуславливает легкость, а та – отсутствие усадки материала при застывании. Кстати, схватывается алебастр моментально. Это удобно при заделке швов и трещин, фиксации электропроводки.

В прочих манипуляциях, к примеру, шпатлевки стен,  быстрое застывание бывает помехой. Поэтому, делают раствор алебастра, смешивая гипс с цементными составами. В небольших объемах добавка ускоряет затвердение смеси, но не «бежит впереди паровоза».

Пока застывает алебастр гипсовый, карбонатный забывается. В прошлом его применяли массово. Так, алебастр был основой дворца Ашшурнасирпала. Это один из правителей Ассирии.

Государство существовало на территории современного Ирака. Зеленоватым алебастром отделан, так же, мавзолей Тамерлана. Из камня желтоватого тона сделан саркофаг патриарха Никона.

Гробницу нашли в 2012-ом  при реставрации Ново-Иерусалимского мужского монастыря. Алебастровым оказался не только саркофаг, но и верхняя плита склепа, а так же та, что смотрит на север.

Что-такое-алебастр-Свойства-добыча-применение-и-цена-алебастра-6

Последними объектами богатыми на карбонатный оникс стали здание «Гранд-отеля» в Париже и «Белорусская» станция Московского метро. Далее, идут лишь поделки из алебастра карбонатного состава и его использование в частных фрагментах построек.

Предлагают браслеты, бусы, шкатулки, вазы и серьги из карбонатного оникса. Он красив, но доступен в цене. При этом, относительная мягкость материала не столь критична, как в строительстве.

Цена алебастра

Строительный порошок алебастра продается в бумажных мешках объемом от 2-ух килограммов. Изнутри пакеты выстланы полиэтиленовой пленкой, она предохраняет гигроскопичный материал от попадания влаги, отсыревания.

Цена гипсового алебастра зависит от производителя и объема. Небольшие мешки, как правило, менее выгодны. 2 кило алебастра стоят примерно 35 рублей. За 5 килограммов просят около 80-ти рублей, а за 30 – примерно 200. 16 кило можно взять по 115 рублей.

Для декоративных целей предпочтителен кальцитовый алебастр. Как и гипс считается бросовым материалом, доступен по цене. Бусина диаметром в сантиметр, к примеру, стоит в районе 10-ти рублей. Исключение – черный алебастр.

Что-такое-алебастр-Свойства-добыча-применение-и-цена-алебастра-1

Эта редкая разновидность камня найдена лишь в Индии, Китае и США. В штатах одно месторождение, находится в Оклахоме. Сантиметровая бусина оттуда стоит уже около 30-ти рублей. Соответственно, за ожерелье в 40 сантиметров из одной нити просят не меньше 1 200-от рублей.

Обычно, ценник выше. Покупая уже готовые бусины, мастера делают накрутку за свою работу. В итоге, бусы стоят от 1 400-от рублей. Предложение редкое, поскольку даже черный алебастр считается поделочным камнем и вставляется, как правило, в изделия частных мастеров. В ювелирных магазинах мраморного оникса не найти.

Источник: tvoi-uvelirr.ru

 

Сосуд из алебастра Сосуд из алебастра Сосуд из алебастра Сосуд из алебастра АЛАБАСТР,сосуд из алебастра с орнаментом, имеющий продолговатую, закругленную книзу форму, плоское горло и ушко, за которое его подвешивали. Изготовлялись также из стекла, ме­талла и обожженной глины.

Сосуд из алебастра

Сосуд из алебастра

Внутренний вид амфитеатра в Помпеях. 80-е гг. до н. э.

I

Н^’,!"’*"*’

Щ^Ьь

I ■■’

 

Сосуд из алебастра Коринфский алабастр из Танагры. Конец VII в. до н. э.

Травля зверей (бестиарии) в римском Колизее. Реконструкция

 

АЛТАРЬ МИРА АВГУСТА(лат. Ага Рааз Аи§из1;ае), мемориальное сооружение, возведен­ное на Марсовом поле в Риме. А. м. А. окружен сте­ной, на внешней стороне которой, над фризом с орнаментом в виде вьющихся растений, располо­жены рельефные изображения на мифологические темы (рельеф Теллуры), а также изображение процессии, направляющейся на закладку фунда­мента А. м. А. Внутренняя сторона украшена фри­зом из гирлянд. Решение о строительстве А. м. А. было принято сенатом в XIII в. до н. э. после побе­доносного возвращения императора Августа из Галлии и Испании.

АМФИТЕАТР(от греч. атрЫШеатгоп), в Древ­нем Риме монументальное сооружение для гран­диозных по масштабам публичных зрелищ — боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых теат­рализованных представлений. А. — обширная, эл-

липсовидная в плане постройка с ареной посереди­не. Вокруг арены повышающимися уступами распо­лагались места для зрителей. Конструктивную осно­ву А. составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие своеобразным фойе, а также лестни­цы, ведшие на верхние ярусы. Под ареной разме­щались клетки для зверей, сценические машины и помещения для гладиаторов. Здесь же находился сполиарий — наглухо закрывающееся помещение для трупов. От центральной галереи-туннеля под ареной, идущей по продольной оси А., разветвля­лись боковые проходы. В центре, напротив входа, обычно располагалась почетная ложа, которая в высоту могла занимать до двух ярусов. Для безо­пасности арена отделялась от зрителей стеной вы­сотой 1-2 м, иногда покрытой росписями.

Верхние ряды были бесплатными; женщинам после соответствующего указа императора Авгус-

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Амфора

 

Сосуд из алебастра Сосуд из алебастра та разрешалось сидеть только в маленьких ложах, расположенных над верхним ярусом. Для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от дождя над трибунами натягивался тент, о чем специаль­но сообщалось в афишах такого рода: «20 пар гла­диаторов Лукреция Сатрия, непременного флами-на Нерона, сына императора, и 10 пар гладиато­ров его сына, Лукреция Валента, будут биться в Помпеях с 6-го по 3-й день до апрельских ид; большая звериная травля, тент. Писал Эмилий Це-лер, один, при лунном свете».

До настоящего времени сохранились А. в Помпе­ях, Вероне и других городах римских провинций. Наиболее внушительным из сохранившихся памят­ников является римский Колизей (А. Флавиев). Осо­бенно много А. строилось в городах римской Афри­ки (их сохранилось тридцать шесть), поскольку римское население там составляли главным обра­зом войска, воспитанные на зрелищах гладиаторс­ких боев. Больше всего А. сохранилось в провинциях Проконсульская Африка и Нумидия; А. в г. Сабрате по площади равнялся двум третям Колизея.

Наружная сторона А. обычно украшалась мощ­ными аркадами и колоннами или полуколоннами, не нарушающими простоты и строгости архитек­турного облика здания. В аркадах второго и третье­го ярусов размещались статуи; в Колизее верхний ярус был убран золочеными щитами.

Необычен А. в Помпеях: его конструкция сильно отличается от А. более позднего времени, в том числе Колизея. Сооружение, вмещающее 20 тысяч зрителей, кажется невысоким, но со зрительских мест видно, что его арена находится на дне огром­ной выкопанной в земле овальной чаши. На надзем­ные сводчатые конструкции опираются только два последних ряда. Зрители проходили в первые ряды по подземным сводчатым коридорам, причем под­земные помещения были перегорожены на два изолированных рукава — северный и южный — для того, чтобы зрители не переходили из одной половины в другую. Архитектурный облик А., как и многих других монументальных сооружений, был связан с задачей восславления доблести и величия империи и ее правителей.

АМФОРА(лат. атрпога, от греч. атрпогеш), глиняный (реже металлический) сосуд овальной формы, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками. А. служили для хранения и транс­портировки вина, масла, круп. А. использовались также как урны при захоронении и голосовании. Иногда А. являлись пиршественными вазами. Спе­циально изготовленные А. служили наградой на Панафинейских играх: они нарядно расписыва-

Сосуд из алебастра

Чернофигурная амфора победителя Панафиней, со сценой состязаний. Ок. 500 г. до н. э.

Сосуд из алебастра

Краснофигурная амфора с изображением Диониса и менад. Ок. 500 г. до н. э.

Источник: helpiks.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.